
Часть здания речного вокзала обрушилась в августе 2017 года. Разрушение началось с колоннады ротонды второго этажа, затем упала юго-восточная часть верхней террасы. Когда в сентябре техника начала разбирать завалы, обвалилась и нижняя колоннада. С тех пор развалины "украшали" место впадения Тверцы в Волгу, а власти думали, что с ними делать.
В итоге было решено остатки старого вокзала снести, а примерно в том же месте построить новый комплекс. Предполагается, что архитектурная достопримечательность Твери будет воссоздана с помощью новейших строительных технологий и с принципиально новым наполнением.
Речной вокзал Твери был построен в 1935-1938 годах в связи с вводом в эксплуатацию канала Москва - Волга и созданием Иваньковского водохранилища. В здании размещались также службы Тверского речного порта. Оно было рассчитано на одновременный прием 550 пассажиров.
Выстроенное в стиле сталинский неоклассицизм трехэтажное здание с башней, шпилем, симметричными крыльями с арками и балконами стало одним из архитектурных символов Твери. Вокзал пережил Великую Отечественную войну и оккупацию.
В 1969-1975 годах рядом с ним были сооружены причалы длиной около 400 метров. Водные пассажирские линии, соединяющие Тверь с городами на Волге, работали до конца 1980-х годов. Городская речная транспортная система развалилась в 1990-е, и вокзал стали сдавать арендаторам. Полностью по назначению его перестали использовать в 2002 году.
После проведения изысканий специалисты заключили, что из-за регулярных подтоплений фундамента и нижних частей объект стал непригоден к восстановлению. Здание решили снести и построить заново, максимально повторив исторический облик. В 2024 году на территории будущего кластера "Речной" проведены археологические работы, выполнена историко-культурная экспертиза здания, сформированы границы кластера и утверждена концепция его развития.
Первого августа 2025 года тверские власти - через специально созданную автономную некоммерческую организацию "Культурно-исторический кластер "Речной" - заключили контракт с группой "ВИС". Как рассказали корреспонденту "РГ" в АНО "Речной", предварительная стоимость всех работ составит порядка 2,5 миллиарда рублей.
"Точная и окончательная стоимость всего комплекса работ по восстановлению (воссозданию исторического облика) речного вокзала будет официально утверждена после завершения разработки проектной, сметной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы", - отметили в АНО.
Группа "ВИС" - российский инфраструктурный холдинг, включенный в перечень системообразующих компаний России. Компания основана в 2000 году в Санкт-Петербурге. С 2013 года участвует в проектах государственно-частного партнерства в качестве инвестора, частного партнера, генерального подрядчика.
Компания реализовала свыше 90 проектов, в том числе Сургутский окружной клинический центр материнства и детства, благоустройство набережной в Астрахани к 450-летию города, берегоукрепление и благоустройство набережной Волги и Которосли к 1000-летию Ярославля, инфраструктурные объекты для Олимпиады в Сочи. В настоящее время группа "ВИС" строит мост через реку Лену, государственную филармонию и Арктический центр эпоса и искусств в Якутске.
Вместо отслужившего свое исторического здания подрядчик обязуется возвести на стрелке Волги и Тверцы новое трехэтажное строение с цокольным этажом площадью 6,4 тысячи квадратных метров. Воссоздавая облик речного вокзала, проектировщики учли ошибки, которые были допущены при его строительстве в 1930-х годах.
"В 2025-м году планируем завершить расчистку территории, начать работы по строительству нового здания с устройства фундаментной плиты. В текущем году погрузим пробные сваи и проведем их исследование. Важно, что работа будет вестись с учетом водоохранной зоны, расположения рядом исторического объекта - Успенского собора. В процессе стройки предусмотрено использование технологии прогрева бетона в холодное время", - сообщил руководитель строительства Александр Мужиченко.
Здание будет расположено ближе к набережной, выше уровня подтопления. Предусмотрена защита от паводков. Особое внимание при проектировании уделено фундаменту и подпорной стене. Все работы должны быть выполнены в 2025-2027 годах.
"Были изучены данные гидропоста и определены максимальные отметки подтопления за весь период существования речного вокзала. С их учетом новое здание будет иметь отметку, которая это исключит", - рассказал руководитель проектной группы Виталий Лопатин.
В новом здании разместятся экспозиционные и концертный залы, студия изобразительных искусств, классы для рисования, пространства для клубных занятий, музейные магазин и кафе, а также административно-хозяйственные помещения Тверской областной картинной галереи.
Планируются благоустройство набережной с амфитеатром, озеленение, реконструкция причала. Здесь же установят видовую арку. Дополнительно в рамках кластера "Речной" будет благоустроена набережная от Нового Волжского до Тверецкого моста и обустроена причальная стенка, позволяющая принять одновременно несколько круизных лайнеров.
Кроме того, проект предусматривает воссоздание части комплекса Отроча монастыря. Одна из самых древних обителей страны была основана в XIII веке. С этим монастырем связаны имена великих святых: Максима Грека, митрополита Филиппа, Тихона Задонского. Здесь были написаны Тверской летописный свод 1305 года и "Повесть о Михаиле Тверском". Обитель практически полностью была утрачена в 1930-е годы при строительстве речного вокзала.
При разборе старого здания проводились дополнительные археологические изыскания. Специалисты обнаружили монеты XV-XVIII веков, керамику, а также архитектурные элементы Отроча монастыря - они использовались при строительстве речного вокзала в составе насыпного фундамента.
"Плита полов цокольного этажа была расположена на культурном слое, содержащем археологические материалы XV-XVI веков, связанные с расположением здесь Заволжского посада, Отроча монастыря. Наша задача - сохранить этот культурный слой и решить вопрос о его дальнейшем изучении", - рассказал начальник тверской археологической экспедиции Института истории и материальной культуры Российской академии наук Кирилл Хлуднев.
Находки войдут в экспозицию, которую планируется создать после завершения работ по воссозданию речного вокзала.
Тем временем
На портале госзакупок размещено извещение о поиске подрядчика, который обеспечит защиту причала и зоны транспортной безопасности у здания речного вокзала от актов незаконного вмешательства.
Исполнитель по контракту должен организовать на нем пропускной и внутриобъектовый режим, обеспечить видеонаблюдение, проверять документы и проводить досмотр, чтобы не допустить незаконного вмешательства в работу объекта. Кроме того, необходимо будет организовать взаимодействие с правоохранительными органами.
Заказчик - казенное учреждение "Организатор перевозок Тверской области". Начальная цена торгов - 18,2 миллиона рублей. Услуги должны быть оказаны в течение 2026 года.