


Николай Максимович, чем вызван ажиотаж вокруг "Щелкунчика"?
Николай Цискаридзе: В том, что люди сошли с ума по "Щелкунчику", виноваты два выпускника петербургской школы - Василий Вайнонен, который поставил этот спектакль, и Георгий Баланчивадзе, который уехал в Америку и к Рождеству сделал представление. Вокруг спектакля началась эпидемия. Главный новогодний балет "Щелкунчик" с 1934 года идет на сцене Мариинского театра. И именно Василий Вайнонен сделал балет главным новогодним событием для детей.
Сейчас много "Щелкунчиков". Какая версия балета вам близка?
Николай Цискаридзе: В Большом театре балет идет в редакции легендарного Юрия Григоровича. Я 101 раз выходил на сцену Большого в роли Принца. И этот рекорд до сих пор никто не смог побить. Балет Григоровича был поставлен для величайшего танцовщика Владимира Васильева. Мари танцевала великая Екатерина Максимова. Для меня Григорович кое-что изменил. То, как сейчас танцуют в Большом, это версия, сделанная для меня. Вместо нарядной детской сказки по мотивам Гофмана Григорович сделал тонкий и глубокий балет, близкий по духу к гениальной музыке Чайковского. Главным советчиком был художник Сулико Вирсаладзе. Именно он делал декорации и костюмы в 1954 году к ленинградскому балету.
Я редко бываю счастлив, когда вижу, как другие танцуют мои партии. Из сегодняшних танцовщиков Большого театра мне нравится Алексей Путинцев. У него хорошая техника, его энергия оставляет след.
Билеты в Большой театр сегодня недоступны. Максимальная стоимость новогоднего показа - 510 тысяч рублей за комплект из четырех мест партера при начальной цене в 200 тысяч.
Николай Цискаридзе: Мне сложно понять, почему Роскомнадзор не может заблокировать сайты-двойники, на которых сидят перекупщики. Театр не виноват, что такие высокие цены. Цены на билеты должно регулировать государство, чтобы деньги поступали на постановки, зарплату артистам. Аукционы, где продаются билеты на "Щелкунчик", выше всякого понимания. Люди, у которых есть лишние 3-4 миллиона, наверное, могут себе позволить купить билеты на аукционе. У меня нет лишних миллионов.
Этой осенью в МХТ им.Чехова вышел спектакль "Кабала святош" по Булгакову, где вы играете французского короля Людовика. В роли Мольера - Константин Хабенский. Тоже билетов нет. Да еще с рук продают фальшивые.
Николай Цискаридзе: Я счастлив, что играю в этом спектакле. Горжусь, что первый артист балета в истории МХТ, который приглашен на эту великую сцену. Кайфую, когда Хабенский-Мольер говорит: "Люблю тебя, король". Хабенский подарил мне футболку "Верю!" и перстень со словами: "Пусть это будет твой талисман". На нем изображена чайка - символ МХТ.
Когда танцуют ваши воспитанники, что вы делаете?
Николай Цискаридзе: Я от страха зажмуриваюсь.
Почему нужно смотреть вашего "Щелкунчика"?
Николай Цискаридзе: Это наше завтра. В академии много талантливых ребят. Мы прилагаем усилия, чтобы не опускать планку.

Кто оказал на вас в детстве влияние?
Николай Цискаридзе: Мама. Я родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси, в роддоме № 1. В роддом мама пришла поздно ночью, с пакетом, а там - зубная щетка, очки, роман Сомерсета Моэма "Театр" и батон колбасы. Медперсонал на нее накинулся - до родов была неделя, ей велели прийти к Рождеству. Она тяжело опустилась на стул и сказала, что завтра родит. И вот поздно вечером под Новый год, когда меня ей показали, а во мне было два с небольшим килограмма, она увидела ноги, одни только ноги. В тот вечер в Тбилиси пошел снег. Она смотрела в окно, как кружились белые хлопья, и была счастлива. Путеводная звезда намекала, что жизнь ее мальчика будет необыкновенной. Снег для Тбилиси нечто экстраординарное. Я - зимний Никола. Наверное, нужен был Небесам и для статистики: я выполнил план по мальчикам за год. Когда стали оформлять документы, мама просила записать мой день рождения на 1 января, чтобы не прибавлять мне целый год, но, увы.
Цискаридзе - это гурийская фамилия?
Николай Цискаридзе: Цискаридзе - это простонародная фамилия, но в переводе звучит очень красиво. Слово "ца" - означает небо, "кари" - врата. Однажды мы поехали в Кутаиси, мама привела меня к красивому особняку, где была вывеска "Музыкальная школа", и сказала: "Это дом моей бабушки". Когда я спросил, почему она не рассказывает об этом, она сказала: "Бьют не по паспорту, а по морде". До революции наша семья владела домами в Петербурге и Москве. Последним местом, откуда семью мамы выселили, был Кутаиси, где оставили небольшой домик около деревни Багдади, где родился Маяковский.
А вы какой город любите?
Николай Цискаридзе: Москву. В Петербурге я служу.
На старый Новый год в вашей семье появилась няня. Она развернула пеленки и сказала: "Балеруном будет!"
Николай Цискаридзе: В Большой театр я попал в 1985 году. В антракте, разглядывая огромное зеркало, вдруг увидел себя в трех возрастах. Я - маленький , я - лет в сорок и я - лет в семьдесят.
Зачем после Московской академии хореографии вы окончили юридический вуз, причем оба с отличием?
Николай Цискаридзе: Учеба в последнем помогает мне в хозяйственной деятельности. Как ректор Академии Русского балета я выступил с инициативой, которая привела к принятию закона, обеспечивающего бесплатным проживанием и питанием учащихся федеральных художественных учебных заведений, включая Вагановку, с 1 января 2026 года, что решает бытовые проблемы талантливых детей. Ребенок не должен думать о жилье и еде, он должен думать, как раскрыть свой талант.
Ваш первый приезд в Минск запомнился тем, что вас засыпали полевыми цветами.
Николай Цискаридзе: Мои новогодние пожелания для любимых белорусов и россиян будут раздаваться всю новогоднюю ночь. Желаю благополучия и мирного неба, счастья и здоровья! Я много пожеланий произнес на записи "Голубых огоньков", к тому же у меня на Новый год год день рождения. Хотя в год рождения я прожил-то меньше суток, зато это удивительный шанс отмечать его со всей страной.
Как вы его отмечали?
Николай Цискаридзе: Я танцевал главный новогодний русский балет "Щелкунчик". Только что вышла книга в моем соавторстве с Ириной Дешковой "Мозаика. Балет. Щелкунчик" - это балетный букварь для детей, он рассказывает о танце, как вести себя в театре. Но, увидев на днях в Сети фото с вызывающе лежащей женщиной на бордюре ложи в Большом театре, я понял, что "Мозаику" надо читать всем в обязательном порядке. В театр нельзя не только в джинсах ходить, но и в пеньюарах тоже. Ее следовало бы обязать две недели мыть полы в театре за такое неуважение к храму искусства.
Как родилась идея написать эту книгу?
Николай Цискаридзе: Мы с Ириной Дешковой, педагогом в хореографическом училище и известным историком балета, в сувенирном киоске увидели книги о балете, по-моему, переведенные с английского. Посмотрели и… возмутились! "Мозаика" - радость для глаз. Она прекрасно ложится в праздничный формат.
Артист балета - скоропортящийся продукт.
Николай Цискаридзе: Если хочешь выжить, должен быть сильным. В Московском хореографическом училище классическим танцем занимался в классе Петра Пестова. У него была особая преподавательская манера, готовившего ученика к преодолению трудностей. Он меня выучил тому, что даже если меня попытаются убить на сцене, я все равно буду двигаться, пока не закончится моя роль. 5 июня 1992 года, поступив в Большой, случайно встретил Пестова. "Цискаридзе, - без всяких вступлений сказал он. - Не тяни лямку и не танцуй больше 20 лет". Мой последний спектакль был 5 июня 2013 года. Я свое обещание сдержал.
