
Размер санкций будет таким:
В пояснительной записке приводятся примеры таких нарушений, за которые будут серьезно штрафовать. Так, растет количество жалоб от жильцов многоквартирных домов на взимание платы за услуги, которые никак не относятся к содержанию и ремонту. Например, навязывают оплату кабельного телевидения. Россияне жалуются и на автоматическую "галочку" о согласии потребителя на заключение договора добровольного страхования при оформлении авиабилетов онлайн.
В связи с тем, что цена навязанных услуг может доходить до половины стоимости товара, законодатели сочли прежние штрафы несущественными.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин напомнил, что в апреле нынешнего года федеральным законом было установлено, что продажа дополнительных товаров, услуг и работ за отдельную плату может осуществляться исключительно с согласия потребителя. Он привел статистику, согласно которой в последние годы наблюдается рост таких правонарушений: в 2022 году - 782 случая, в 2023 году - 3179, в 2024 году - 4132. "Чаще всего с навязыванием допуслуг граждане сталкиваются при покупке авиа- и железнодорожных билетов, оформлении банковских продуктов и медицинских услуг", - отметил Володин.
Новые размеры штрафов, считает он, помогут защитить права граждан.
Каплан Панеш, заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам (ЛДПР):
"Принятие этого законопроекта - это четкий сигнал рынку и защита кошелька каждого гражданина. Мы закрываем правовой пробел, которым недобросовестные продавцы и компании пользовались годами. Ситуация, когда для оформления кредита вас заставляют купить страховку, а для установки окон - согласиться на ненужные аксессуары, знакома миллионам. До сих пор штрафы за такое навязывание были чисто символическими - для бизнеса они представляли не риск, а просто мелкие операционные расходы.
Теперь расчет изменится кардинально. Предлагаемые суммы штрафов - от 50 до 150 тысяч для ответственных лиц и от 200 до 500 тысяч для юридических лиц - делают подобную практику экономически невыгодной.
Это не просто ужесточение санкций, это изменение самой логики: нарушение прав потребителя перестает быть "бизнес-моделью". Закон прямо запрещает как прямое давление перед заключением договора, так и хитрые формулировки в самих договорах, связывающие одно приобретение с другим. Наша задача - обеспечить реальную, а не декларативную защиту граждан от скрытого принуждения и недобросовестных коммерческих схем, вернув рынку честные принципы конкуренции, где побеждает лучшее предложение, а не навязанная услуга".
Сергей Чижов, член Комитета ГД по бюджету и налогам (ЕР), один из авторов инициативы:
"Проект разработан с целью обеспечения охраны прав потребителей, установления соразмерной ответственности для должностных лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - в случае нарушения ими прав потребителей. Документ обеспечит защиту граждан от излишних расходов.
В деятельности продавцов нередко применяются недобросовестные преддоговорные практики, такие как умалчивание существенных сведений, искажение информации и злоупотребление доверием покупателя, что ведет к заключению коммерческого договора на невыгодных для потребителя условиях. Среди примеров - автокредитование с "обязательными" страховками, навязывание других услуг в автосалонах, продажу авиабилетов на интернет-сервисах с предотмеченными опциями, вроде обязательной оплаты багажа.
Для максимизации своей прибыли продавцами используются агрессивные методы маркетинга. Потребитель подвергается угрозам негативных последствий в случае отказа от дополнительных услуг - это отказ от подписания коммерческого договора, неприменение скидки, взыскание с потребителя неустойки и так далее.
Следует помнить, что свобода коммерческого договора не является абсолютной. Прежде всего, необходимо учитывать интересы потребителя как наиболее уязвимой стороны.
Никита Чаплин, член Комитета ГД по бюджету и налогам (ЕР):
"Защита прав рядового гражданина, когда он приходит в магазин или заключает договор на услуги, - это одна из основных задач государства. Практика навязывания дополнительных платежей под разными предлогами стала серьезной проблемой, которая бьет по кошельку людей и подрывает доверие к рынку. Наш закон ставит надежный барьер против таких недобросовестных схем, существенно повышая финансовые риски для тех, кто пытается обмануть потребителя.
Значительное увеличение штрафов, особенно для юридических лиц, - это четкий сигнал бизнесу, что подобные действия будут караться серьезно и неотвратимо. Мы уходим от символических санкций, которые ранее были просто частью издержек для нечестных компаний, к мерам, которые реально заставят пересмотреть подходы к клиентам. Это не только вопрос наказания, но и создания цивилизованной деловой среды, где честная конкуренция и уважение к выбору покупателя являются нормой. Таким образом, мы укрепляем экономические основы, защищая доходы граждан от необоснованного давления и скрытых поборов".
Сергей Алтухов, зампред Комитета ГД по экономической политике (ЕР):
"Под видом приятных бонусов - помощи на дорогах, дополнительного страхования жизни - покупателю по сути навязывается повышенный платеж, будь то в сфере автокредитования, жилищно-коммунальных услуг, страхования или электронных сервисов по продаже билетов. Такие случаи неоднократно становилась предметом рассмотрения как Роспотребнадзора, так и Конституционного Суда РФ. В этой связи необходимо было повышение санкций за нарушения в данной сфере.
Эта мера носит скорее превентивный характер - чтобы предупредить такое навязывание услуг и товаров потребителю, который в них не заинтересован. Многие статьи кодекса об административных правонарушениях построены в таком ключе: они формируют желаемое поведение граждан и организаций, предупреждают, что за нарушение установленных норм следует административное наказание, которое может быть весьма внушительным, особенно в отношении юридических и должностных лиц. Рассчитываем, что таким образом практика всевозможных допов, без которых невозможно совершить основную - желаемую - покупку, уйдет в прошлое".
Александр Толмачев, депутат Госдумы (ЕР):
"Есть такой анекдот. Гостю ресторана после обеда приносят счет с астрономической суммой. В конце списка блюд мелким шрифтом написано: "Прокатило - 100 000". Гость спрашивает у официанта, а что это за пункт такой. Официант меланхолично замечает: "Не прокатило. Вычеркиваем".
Вот именно это - избавление от дополнительных сумм к оплате - и будет происходить после принятия закона во втором и третьем чтении о запрете навязанных услуг. По всей стране тысячи историй: кому-то в платежки за ЖКУ управляющие компании вписывали оплату консьержа или кабельного телевидения; предоформленные транспортные страховки при покупке авиа- и железнодорожных билетов; притча во языцех - автострахование, которое в салоне стоит одних денег, а вне его стен - совершенно других, более адекватных; навязанные дилерами страховки при покупке машины, при отказе от которых скидка на приобретение куда-то исчезает; переход части услуг по ОМС в платную сферу... И так далее. Больше не прокатит - вычеркиваем".