"Пропала необходимость задирать цены": Почему авиабилеты перестали резко дорожать и что будет с ценами дальше?

Эксперт Величко: Рост цен на авиабилеты замедлился из-за стабилизации издержек
Рост стоимости авиабилетов в 2025 году заметно замедлился. Аналитики прогнозируют, что в наступающем году цены не взлетят, однако отрасль ожидает период сложностей, что может сказаться на доступности рейсов.
Максим Блинов/РИА Новости

По данным агрегаторов, стоимость внутренних перелетов увеличилась всего на 5-7%, приблизившись к уровню инфляции, а на международных направлениях даже снизилась.

Эксперты называют несколько основных причин, по которым билеты перестали резко дорожать, как это было в предыдущем году. Главный фактор - инфляция и макроэкономическая стабилизация издержек, считает руководитель портала "Авиация России" Андрей Величко.

"В 2024 году годовая инфляция в России составила примерно 9,5%, а в 2025 году официальные данные показывают, что она снизилась примерно до 5-6%. Авиабилеты, как и любые другие товары и услуги, напрямую зависят от инфляции: когда общие цены растут медленнее, то сдержаннее растут и тарифы на перелеты", - поясняет Величко.

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров отмечает, что авиакомпании наконец "наверстали упущенное". После кризисных лет им нужно было поднять цены, чтобы покрыть растущие расходы.

"К 2025 году авиакомпании компенсировали накопленный за предыдущие годы рост издержек, - объясняет Роман Гусаров. - Поэтому пропала необходимость задирать цены. Они достигли уровня, который устраивает перевозчиков".

На международных направлениях сдерживающим фактором выступила конкуренция. По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Дмитрия Горина, если в прошлом году иностранные авиакомпании перевезли около 19 млн пассажиров, то в этом - уже примерно 23 млн, а их доля на рынке достигла 46%. "Это не столько снижает цены, сколько сдерживает их рост", - подчеркивает Горин.

Прогноз на 2026 год

Эксперты сходятся в том, что резкого скачка цен не предвидится, но отрасль стоит на пороге структурных трудностей. Краткосрочный прогноз остается умеренным.

"В следующем году будет примерно такая же ситуация - рост цен в пределах инфляции", - ожидает Роман Гусаров.

Эту точку зрения разделяет и Андрей Величко: "Что касается 2026 года, я бы не стал ожидать резкого разворота динамики. Скорее всего, цены будут продолжать расти умеренно, сопоставимо с инфляцией".

При этом он допускает, что резкие колебания цен все еще возможны на отдельных маршрутах из-за изменчивости внешних факторов - от стоимости топлива до валютных курсов.

Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что главным вызовом следующего года станет нарастающий дефицит самолетов из-за выбытия стареющего парка иностранных воздушных судов. По его мнению, начало поставок новых отечественных самолетов, намеченное на 2026 год, не позволит в полной мере компенсировать выбытие "иномарок". Восстановить досанкционную численность флота удастся ближе к концу десятилетия.

"Если исходить из законов экономики, то сокращение предложения и, как следствие, сокращение конкуренции, должно привести к росту цен", - констатирует Пантелеев.

Кроме того, добавляет эксперт, авиакомпании сталкиваются с очень существенным ростом издержек, прежде всего на аэропортовое обслуживание. Для того чтобы сохранить нынешний уровень рентабельности, потребуется ощутимо повышать тарифы выше официального уровня инфляции.

Это поставит авиакомпании перед сложным выбором: с одной стороны, сокращение предложения и рост издержек будут толкать тарифы вверх, с другой - авиакомпании будут ограничены платежеспособным спросом пассажиров.

"Кто-то может принять решение сохранить доходность, но при этом потерять пассажиров и уменьшить свою рыночную долю. Кто-то, напротив, при наличии исправных самолетов сможет несколько снизить рентабельность, но сохранить пассажиропоток", - прогнозирует Олег Пантелеев.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов полагает, что рынок достиг определенного равновесия. Его долгосрочное развитие будет напрямую зависеть от макроэкономических и внешнеполитических факторов.

"По мере роста экономики будет увеличиваться и пассажиропоток. С точки зрения долгосрочного прогноза можно уверенно сказать, что спрос на авиаперевозки сохранится, но вероятно он будет не таким быстрым, каким был в предыдущие годы", - отмечает эксперт.

Авиатранспорт