"Живые" страховые агенты остаются востребованы

Спрос на страховых агентов растет, в то же время растет и конкуренция среди кандидатов в этой сфере. В третьем квартале 2025 года вакансий для страховых агентов стало больше на 20%. И если в начале года на одну позицию претендовали 6,1 кандидата, то в ноябре уже 8,3, рассказали "РГ" в пресс-службе hh.ru.
Уровень доверия к страховым агентам остается высоким, чаще всего они работают с клиентами не один год.
Уровень доверия к страховым агентам остается высоким, чаще всего они работают с клиентами не один год. / David Gyung / iStock

Средняя предлагаемая страховому агенту зарплата в третьем квартале составила 79,5 тыс. рублей - на треть больше, чем год назад. Максимальные показатели доходят до почти 150 тыс. рублей, добавили в сервисе. Среди требований страховщиков к агентам - не только диплом о профильном образовании, но и комбинация таких личных качеств, как активность и коммуникабельность, умение продавать и вести переговоры, стрессоустойчивость и клиентоориентированность, самодисциплина и честность.

По данным Банка России, доля агентов-физлиц в страховых продажах остается относительно стабильной и составляет 13-14%. При этом участники рынка отмечают, что в абсолютных числах число агентов-физлиц заметно растет, и в отдельных сегментах речь идет об увеличении примерно в полтора раза за последние полгода. Агентский канал не сокращается, а скорее трансформируется, говорит генеральный директор и сооснователь "Инссмарт" Артур Коломиец. Среди агентов, которые работают с онлайн-платформой, около 20% - это индивидуальные предприниматели и 70% - самозанятые. Оставшиеся 10% приходятся на агентства.

Средняя зарплата агента - около 80 тысяч рублей, максимальная - почти 150 тысяч рублей

"Что касается доверия и роли агентов в эпоху цифровизации, мы видим показательный тренд: страховые компании начинают активно наращивать собственные агентские сети, несмотря на развитие онлайн-каналов и приложений. Это хороший индикатор того, что продажи "лицом к лицу" никуда не исчезают, особенно когда речь идет о сложных страховых продуктах", - полагает Коломиец. Для людей работа с агентом остается наиболее удобным форматом, добавляет он. Агент способен не просто оформить полис, а подобрать оптимальное решение - по цене, условиям, наполнению и покрытию.

"Основным продуктом для агентских продаж является накопительное страхование жизни, которое требует персонального подхода и глубокого понимания целей клиента. Агентская сеть позволяет не только обеспечивать профессиональные продажи, но и выполнять важную просветительскую функцию, повышая финансовую грамотность клиентов и помогая им принимать долгосрочные взвешенные решения", - рассказал "РГ" генеральный директор "Капитал Лайф Страхование Жизни" Евгений Гуревич. Доход агента напрямую зависит от качества и результатов его работы. По словам Евгения Гуревича, в 2025 году ежемесячные доходы агентов компании достигали 600 тыс. рублей, причем не только в Москве, но и в регионах.

В "РЕСО-Гарантия" за последние три года численность агентской сети увеличилась более чем на 15%, наибольший прирост (свыше 80%) обеспечили Санкт-Петербург и региональные филиалы, рассказал вице-президент - директор департамента регионального развития компании Андрей Козлов. В компании работает реферальная программа рекрутинга агентов (рекрутинг по рекомендациям). Благодаря ей за десять месяцев 2025 года страховщик привлек 5 800 агентов, 70% из них приступили к продажам, и у многих уже есть в портфеле добровольные виды страхования.

В портфеле агентского канала "Росгосстраха" половина приходится на страхование жилья и домашнего имущества, рассказала руководитель Блока агентских и офисных продаж компании Юлия Шабанова. Затем идут моторные виды и личное страхование (медицинское, от несчастных случаев и т.п.).

Между тем

Каждый год онлайн-продажи страховых продуктов растут, однако потребности в "живых" агентах это не отменяет, говорят страховщики. "Пока мы видим, что даже прекрасно разбирающиеся в технологиях люди предпочитают страховаться через агентов, - отметила Юлия Шабанова. - Порой они даже не видят и не слышат своего агента, и все общение идет в мессенджерах, и оплата производится дистанционно. Но в этой коммуникации сохраняется человечность, что сегодня становится конкурентным преимуществом. Я считаю, что те, кто увлекается только цифровизацией и исключает человека из цепочки общения с клиентом, теряют важный элемент, за счет которого формируется доверие людей к страховой компании".

Уровень доверия к страховым агентам остается высоким, указал Андрей Козлов, благодаря тому, что агенты выстраивают долгосрочные отношения с новыми и существующими клиентами. "Несмотря на появление цифровых каналов для приобретения страховых услуг, личные отношения по-прежнему дороги нашим клиентам, - подтвердил эксперт. - Страхование - это не только про "все купить", это еще и про урегулирование убытков по страховым случаям, консультации по выбору оптимальной стратегии страхования своего имущества и здоровья. Со всем этим клиенту помогает именно страховой агент".

Страхование