
Как сократить нагрузку на учителей больше чем наполовину? И почему принципы, по которым сегодня работают на многих предприятиях, вдруг стали "вхожи" в школы?
"Российская газета" узнала подробности у руководителя Института содержания и методов обучения им. В.С. Леднева Максима Костенко.
Максим Александрович, педагогов вроде бы освободили от лишней бумажной работы: определили для каждого уровня образования список обязательных документов, чтобы никто не заполнял ненужные бумаги. Зачем нужна еще и "Бережная школа"?
Максим Костенко: "Бережная школа" - это не только про борьбу с валом разных бумаг. Это, так скажем, новая культура управления школой. Мы стремимся к тому, чтобы работа в школе была бережной по отношению ко всем участникам: ученикам, педагогам, родителям, управленцам. Да, снижение бюрократической нагрузки - важная часть. Но за ней стоит более глубокая задача: сделать так, чтобы учитель был сосредоточен на детях, а не на Excel-отчетах, где ресурсы - время, силы, внимание - расходуются разумно и с пониманием, ради чего.
Технологии бережливого производства давно применяются на предприятиях. Это четкие инструкции, порядок на рабочем месте, автоматизация, отсутствие дублирующих "исполнителей". Неужели все это применимо к школе? Это же не завод.
Максим Костенко: Конечно, школа не завод, школа - это среда. А "бережная" школа - это пространство, в котором у педагога меньше выгорания, меньше бессмысленных функций, а у детей - больше живого контакта с учителем. И, заметьте, мы говорим не "бережливая", а именно "бережная" - так человечнее.
Вы рисуете идеальную картинку. Но хочется наглядно: было - стало.
Максим Костенко: За себя говорят цифры. За время, что идет проект, количество отчетов, которыми занимается школьная администрация, уменьшилось почти наполовину, а отчетов, в которых участвуют учителя, стало меньше на 61 процент. Если говорить в целом по пилотным регионам - нагрузка снизилась на 53 процента. Это колоссальный результат. Мы убрали те документы, которые давно потеряли смысл или дублировали друг друга, упорядочили процессы, создали понятные регламенты, внедрили автоматизацию там, где она действительно снимает нагрузку с человека. Объем внесистемных запросов сократился в четыре раза.
Что за внесистемные запросы?
Максим Костенко: Сложно в это поверить, но 82 процента всех входящих запросов в школы - это запросы от внешних структур, вообще не относящихся к системе образования. Какие-то общественные организации, которым вдруг потребовалось число девятиклассников в школе, предприятия, разные ведомства. Причем темы запросов - от отчетов по школьным мероприятиям до сортов крупы, используемой в школьных столовых. Ну это же абсурд. Однако, как выяснилось, школы годами отвечали на такие запросы, потому что "так сложилось".
А у кого сегодня нагрузки больше - у директора или учителя?
Максим Костенко: В проекте "Бережная школа" есть такая методика - "фотография" рабочего дня работника школы. Когда учитель или директор фиксирует свой день буквально по шагам: проснулся, завтрак, дорога на работу, урок, дежурство, проверка тетрадей, ответы на вопросы учеников и многое другое. И вот результат: у директоров и замдиректоров рабочий день стабильно выходит за пределы нормы, то есть это далеко не стандартные 8 часов. Учитель-предметник в среднем умещается в нормативы, но сильнее всех страдает педагог, у которого есть классное руководство. Именно на классных руководителей, как правило, валится шквал поручений: тут и профориентация, и работа с одаренными детьми, и отчеты, и мониторинги, дублирующие базы данных. Вот реальный пример: учитель трижды вручную дублировал информацию об одаренных учениках в три разные системы. Только потому, что эти системы не были интегрированы.
Это не просто неэффективно - такая практика разрушительна для мотивации учителя.
Как эти проблемы решать "бережно"?
Максим Костенко: "Бережная школа" дает методики, инструкции и даже "чек-листы": что делать и как. Все они сведены в единую систему, которая легко интегрируется с ФГИС "Моя школа". В первую очередь - аудит всех отчетов. Да, школам в пилотных регионах пришлось на какое-то время буквально "закопаться" в отчетность, чтобы понять, что нужно, а какие запросы приходят "по накатанной", просто потому, что "всегда же у школ это спрашивали". А почему школа должна, к примеру, давать отчет по ученикам из многодетных семей для какого-то муниципального конкурса, допустим. Вся эта информация есть у социальных служб и наверняка подгружена в единую систему. Учителя вообще не обязаны этим заниматься.
Но если документ нужен, смотрим, можно ли формировать его по более длинным периодам: не ежедневно, а еженедельно, ежемесячно, ежеквартально. Поверьте, в большинстве случаев - можно.
Но не только отчеты отнимают время. Для учителей химии, физики, биологии предлагаются готовые решения по проведению лабораторных работ: как обустроить все так, чтобы на уроке не тратить время на подготовку. Есть и шаблоны адаптированных программ для учеников с ОВЗ - это тоже экономит часы подготовки к урокам. Формируем и так называемые "коробочные решения" - пакеты, которые школа может внедрить "под ключ". Например, по предметам естественно-научного профиля - предложения по организации лабораторий, по инженерному профилю - алгоритмы работы с колледжами, вузами, предприятиями. Чтобы школа не "изобретала велосипед", а могла сразу работать.
Ну и, конечно, та самая автоматизация: сбор данных по одному клику. Одно нажатие - и отчет формируется автоматически, подгружая данные из уже имеющихся источников, допустим, тех же электронных дневников.
Напомню о главном: у школы есть полное право отказать в непрофильных запросах. Школа перестала быть "универсальным исполнителем". Эффект? Мы подсчитали: в целом по школам проекта экономия рабочего времени эквивалентна девяти годам работы одного учителя.