
Вернинская золотоизвлекательная фабрика (ЗИФ), перерабатывающая в рамках опытно-промышленных работ руду Сухого Лога, демонстрирует высокую производительность и выдающуюся эффективность извлечения золота. Стабильность и дальнейший поэтапный рост этих показателей обеспечивает внедрение передовых решений, направленных на оптимизацию и совершенствование бизнес-процессов.
Одним из главных проектов компании стал "Цифровой двойник" (ЦД) - цифровая модель технологических процессов и оборудования фабрики. Благодаря внедрению "Цифрового двойника" удалось достичь повышения точности прогнозирования производственных показателей, оптимизации расхода энергоресурсов, сокращения времени на принятие управленческих решений, улучшения контроля качества продукции, повышения общей эффективности производства.
- "Цифровой двойник" можно использовать для проверки всех технологических установок, - пояснил ведущий инженер отдела автоматизации технологических процессов "Полюс Вернинского" Константин Немчинов. - Например, если перед технологами будет стоять задача по изменению любого процесса извлечения золота, то в "двойника" можно внести все новые параметры, алгоритмы, характеристики оборудования и спроектировать, что получится в итоге.

Также ЦД можно будет использовать как тренажер для персонала ЗИФ. На математических моделях аварийных ситуаций работники смогут отрабатывать алгоритмы оперативного реагирования.

На Вернинской ЗИФ реализовали уникальный подход по ремонту флотационных машин. И сэкономили на этом свыше 400 миллионов рублей.
Процесс флотации - разделение частиц полезных ископаемых в водной среде с помощью специальных реагентов. За годы работы фабрики пришло время к замене флотационных машин. Обычно производители цветных металлов просто меняют машину на новую, но на Вернинском решили их отремонтировать.

Планово-предупредительный ремонт двух флотомашин продолжался три месяца: заменили основные узлы, на площадке изготовили и установили новые металлоконструкции - и ввели в эксплуатацию. Работают без нареканий. Успешный опыт решено продолжить и перевести на ремонт еще четыре флотационные машины.

Также в этом году на ЗИФе запущена в работу вспомогательная дробильная установка. На время плановых ремонтов основного дробильно-сортировочного оборудования новая дробилка обеспечит подачу руды на фабрику.
В 2025 году восемь вновь прибывших самосвалов БелАЗ пополнили автопарк на производственной площадке компании "Полюс Сухой Лог". Карьерные машины грузоподъемностью до 140 тонн - ключевое звено в системе транспортировки горной массы.
Кроме того, на линию вышла очередная партия 30-тонных самосвалов. Они призваны перевозить золотоносную руду с месторождения на ЗИФ. Эти труженики - а всего их 44 единицы - курсируют по 20-километровому участку рудовозной дороги круглые сутки.

Бывает, у автогигантов не выдерживают шины, но нереально буксировать крупнотоннажную технику в ремонтный бокс. И здесь на помощь механикам пришел мобильный шинный манипулятор, дополнительно оснащенный компрессором для подкачки шин и генератором для подключения электро- и пневмоинструмента.
Карьерная техника Сухого Лога оснащена новыми системами безопасности. Так, на экскаваторах смонтировано светодиодное оборудование - демаркационные фонари.
Свет фонарей очерчивает периметр габаритной техники, обозначая границы опасной зоны, которые запрещено пересекать другой технике или человеку. Демаркационные фонари вибро-устойчивы, ударопрочны, надежно защищены от пыли и способны работать даже при 60-градусных морозах.

А на самосвалы, которые перевозят руду из карьера на ЗИФ, установлены системы видеомониторинга с искусственным интеллектом разработки российской ИТ-компании. По сути это второй пилот, который никогда не устает. "Умная" камера следит за тем, что происходит перед автомобилем, что делает и как себя ведет водитель. При возникновении опасности виртуальный напарник корректирует действия водителя - например, не дает уснуть, а также исключает наличие "слепых" зон.

Три буровых станка российского производства получили прописку на месторождении.
Опробовать новую дизельную машину БС-215 в сложных условиях карьера машиностроители из Копейска (Челябинская область) предложили еще три года назад. Раньше установки такого класса в России не делали.

Экспериментальный вариант прошел испытания упорными рудами карьера. Попутно устранялись недостатки, дорабатывались узлы. Совместными усилиями специалистов Вернинского и завода-изготовителя получили нужное - БС-215 способен бурить скважины глубиной до 45 метров в супертвердых породах.

Игорь Цукуров, управляющий директор компании "Полюс Сухой Лог":
Строительство золотоизвлекательной фабрики Сухого Лога - масштабный в российской золотодобыче инвестпроект. После выхода предприятия на проектные мощности месторождение будет давать до 87 тонн золота в год. Это будут абсолютно рекордные цифры с точки зрения производства на одном активе. Именно поэтому сейчас огромные усилия команды направлены на подготовку к запуску проекта.