Академический подход

Сергей Сопочкин: Мы обязаны думать о будущем страны
2025 год выдался богатым на разнообразные инициативы в области школьного образования, вплоть до того, что весной в Госдуму был внесен законопроект об отмене ЕГЭ. Законопроект отклонили, но, по мнению экспертов, систему "образовательных лифтов" все же надо корректировать. О новых подходах, которые необходимо внедрять в педагогическую практику и особенностях преподавания в новосибирском лицее №130 мы беседуем с его директором Сергеем Сопочкиным.
Сергей Сопочкин (в центре) на встрече с делегацией педагогов из КНР в лицее №130
Сергей Сопочкин (в центре) на встрече с делегацией педагогов из КНР в лицее №130 / Лицей №130

Сергей Владимирович, история с ЕГЭ продолжает волновать общество. Что вы думаете о текущей ситуации в школьном образовании?

Сергей Сопочкин: Скажу аккуратно. На мой взгляд, систему "образовательных лифтов" необходимо дополнять. Например, сегодня совершенно не помогает выпускнику при поступлении в вуз система научно-практических конференций. И я уверен, что она должна эффективно дополнять балльную систему и систему олимпиад. Складывающаяся в нашем лицее практика организации внеурочной деятельности лицеистов с акцентом на исследовательский подход показывает свою эффективность: растет количество участников НПК разного уровня и качество их работ.

Расскажите, как это работает на практике.

Сергей Сопочкин: В нашем лицее, расположенном в Верхней зоне новосибирского Академгородка, кроме учителей всегда преподавали люди из научной сферы. Для развития исследовательских компетенций учащихся в новом корпусе лицея весь четвертый этаж мы отвели под ученические лаборатории, создали свой школьный мини-Академгородок.

Суть проекта "Школа-лаборатория" - создание условий для формирования у лицеистов культуры исследовательской деятельности, исследовательского типа мышления и соответствующих навыков. К работе в лабораториях приглашены сотрудники институтов СО РАН и студенты НГУ - наши выпускники. В первой половине дня в лабораториях проходят практикумы для учащихся специализированных (губернаторских) классов, во второй - организованы спецкурсы, которые могут посещать все старшеклассники. Темы спецкурсов определяют сотрудники лаборатории по согласованию с руководителем.

Так и родился адекватный проекту, его целям и задачам формат представления обучающимися своих исследовательских работ - лицейская научно-практическая конференция. Образовательный проект "Школа-лаборатория" универсальный и открытый. В него могут входить (и входят) новые участники: учителя, ученые, лицеисты, родители. В идеале и в контексте проекта учитель любого предмета может превратить свой кабинет в класс-лабораторию, разрабатывать и реализовывать на его основе поисковую модель урока.

Сейчас, в эпоху бурного развития нейросетевых технологий, приходится слышать, что традиционные формы урока себя исчерпали.

Сергей Сопочкин: Действительно, фактор ЕГЭ и развитие технологий усилили стратегию передачи знаний от учителя к ученику. Но потенциал совершенствования урока как основной формы работы школы не исчерпан. Здесь важно задумываться о будущем, и о будущем, не побоюсь этого слова, нашей страны. Потому что, помимо передачи знаний, школа должна воспитывать, закладывать в ученике фундамент жизненных и нравственных ценностей.

Когда-то за это отвечала церковь, но сейчас мы живем в светском государстве. Во времена СССР в роли фундамента выступало учение Маркса. А сегодня? На мой взгляд - ответ на этот вопрос лежит в тщательном изучении и внедрении в педагогическую практику работ ведущих отечественных философов и педагогов, таких как М. М. Бахтин, В. Ю. Тюпа, В. С. Библер, С. А. Смирнов.

Одна из проблем традиционного урока - проблема адресата - класса, учебной группы, обучающегося, если они понимаются как объекты, которым нужно передать определенный объем знаний. Но у любого адресата, как доказал Бахтин, есть субъектность. Ученик не безгласен, у него есть свой голос, внутренний мир, интеллектуальная и социальная активность, воля к жизни и познанию. Считаю, что "потеря адресата", понимание его лишь как объекта воздействия и является причиной учебной неуспешности многих детей.

Сегодняшнее поколение, родившееся и становящееся в эпоху цифры, которое на ты с гаджетами, получающее много разной информации, конечно, отличается от поколений Пушкина или Бахтина, от поколения учащихся советских школ. Глубоких исследований субкультуры современных детей, того, как они видят, слышат и понимают собеседника, как воспринимают информацию, новое знание и смыслы, - его "рецептивной компетенции" по выражению В. И. Тюпа, или нет, или такие исследования не доходят до учителя, не помогают ему в работе. Подробно этот вопрос я рассмотрел в своей книге "Управление школой: к концептуальной, технологической и феноменологической целостности", опубликованной в прошлом году, а также в серии статей в профессиональном российском журнале "Директор школы", на которые уже получил интересные отклики от коллег из регионов.

Кстати

Еще одна практика лицея № 130, которая, по мнению Сергея Сопочкина, полностью вписывается в бахтинскую концепцию карнавализации, - "Школьный фестиваль", который проводится с 1962 года.

Последний назывался "Культурный код.ru" и вызвал большой интерес со стороны учеников и их родителей.

Реклама, МБОУ Лицей №130, ИНН 5408152295
erid: F7NfYUJCUneTTxxwXFPK