Обе территории развиваются по собственной туристической траектории. Средний Урал - край с богатой горнозаводской историей и традициями камнерезного искусства, неподражаемой гастрономией и фестивальной практикой. А вот соседний регион решил строить свою стратегию на фундаменте легенд про древнее термальное море, запечатанное буквально под ногами в толще земли. В Тюмени и вокруг нее построены десятки курортов с горячей минеральной водой на разные вкусы и кошельки (львиную долю гостей региона как раз составляют их посетители).
Важно отметить, что с этого года западносибирский регион делает ставку и на иностранцев. Как пояснили в агентстве туризма и продвижения Тюменской области, больше всего гостей поставляет Китай (в общей цифре - около шести процентов), также отмечается рост числа любителей впечатлений из Индии и стран Персидского залива. Въездной туризм, несомненно, требует больших затрат, нежели внутренний: нужны адаптация программ, сильные переводчики, особое меню. Но назад пути нет, признаются представители индустрии гостеприимства: проекты презентовали и в России, и за границей, интернет пестрит рекламой, переговоры состоялись, даже возобновили прямые авиаперелеты из Тюмени в Дубай два раза в неделю.
А сейчас наступает время масштабных информационных туров для заграничных туроператоров - прежде всего из КНР. Первая китайская "ласточка" прилетела на днях: 15 туроператоров и съемочная группа Russia Today China пожаловали в Тюменскую область, чтобы познакомиться с предложениями местных коллег для дальнейшего их представления у себя на родине.
К слову, к минеральным ваннам под соснами зарубежные гости добирались через Москву в рамках всесезонного межрегионального маршрута "Русские каникулы. Из столицы России в столицу Сибири". Это такой стратегический ход: концепция "Москва+" предполагает включение в турповестку дальних уголков страны. Приехал, допустим, китайский студент в Первопрестольную, погулял по известным местам, а дальше - в Тюмень, Тобольск и Ялуторовск. Москва в этой модели становится "окном в загадочную Россию".
- Азиаты всегда интересуются старинными городами стран, регионов, провинций, поэтому им так понравились Тюмень и Тобольск. В первой их привели в восторг интерактивные мастер-классы, на которых учили ткать махровый ковер и плести браслет из крапивы, а во втором городе - его архитектура и дух, прогулки по исторической части. Когда есть языковой барьер, очень выручают иммерсивные программы, а китайцы даже не просят - требуют этого, чтобы было полное погружение в атмосферу места, - рассказала директор областного департамента потребительского рынка и туризма Мария Трофимова. - Представили мы и собственный шестидневный маршрут "Тепло Сибири", разработанный под эгидой АСИ и Минэкономразвития РФ с учетом предпочтений китайских путешественников. Он включает в себя знакомство с культурными объектами, народными промыслами и ремеслами, природными локациями, в том числе термальными источниками.
Представитель пекинского туроператора Су Ялин в свою очередь подчеркнула, что у большинства ее соотечественников, к сожалению, ложные представления о Сибири.
- Мы думаем, что тут пустая ледяная земля, а здесь тепло, колоритно, это родина многих известных личностей. Покорили и ваши деликатесы, а мы верны не только своей кухне, но и с удовольствием пробуем новое. Думаю, пекинцы поедут сюда. Регион может стать популярным среди китайских блогеров и инфлюэнсеров, - заявила гостья.
Руководитель Центра компетенций и развития въездного туризма Российского союза туриндустрии Инна Глушкова обозначила тенденции рынка после пандемии. Если раньше китайцы ехали большими группами с ограниченным бюджетом и только в Москву и Петербург, то теперь это небольшие самостоятельные и платежеспособные компании, которым интересна вся Россия целиком - они ищут некие новые смыслы дружественного государства. А еще появился серьезный запрос на восстановление здоровья.
- Знаем, что китайцы любят посещать Германию и Венгрию ради термальных курортов. Тюменские программы в этом отношении конкурентоспособны: качество не хуже, а цена в три раза ниже. Опять же есть стыковочные рейсы через Екатеринбург и Новосибирск, но, несомненно, нужно запускать прямое, причем реверсивное авиасообщение. Рассматривается Пекин как транспортный хаб с удобной разлетной программой по всей КНР. Разовые группы туристов мы готовы принимать уже в 2026-м, а через год-полтора выйдем на массовый турпоток, - заверила Трофимова.
Дмитрий Чернышенко, вице-премьер РФ:
- Туристическая отрасль в России сегодня в тройке самых быстрорастущих и делит второе место с ИТ-индустрией. Также мы видим устойчивый тренд на расширение географии путешествий по стране. Этому способствует комплексное развитие инфраструктуры, увеличение номерного фонда и создание новых точек притяжения, что в целом повышает качество и разнообразие турпродуктов. Большие возможности дал нацпроект "Туризм и гостеприимство". Бизнес поверил в перспективы, активно пользуется мерами господдержки.