
О необходимости памятника в краевом центре еще в первой половине десятых годов заговорили ученые, писатели, общественники и журналисты, в том числе "Российской газеты".
- Было бы прекрасно установить в нашем городе памятник Федору Михайловичу. И лучшее место для этого - площадь Спартака-2, именно в этом районе останавливался писатель, - отмечала еще в 2016 году доцент кафедры общей и прикладной филологии, литературы и русского языка Алтайского госуниверситета Елена Сафронова.
Однако тогда местные власти сослались на нехватку средств и долгую бумажную волокиту с переименованием площади. И неважно было, что топоним "Спартак-2" для сибирского города звучит довольно нелепо. В итоге памятник установили на пересечении проспекта Ленина и улицы Партизанской. Бронзовый Достоевский смотрит в сторону Никольской церкви (или Полковой, как ее называли раньше) - писатель любил, когда из его окна открывался вид на какой-нибудь храм. Чуть ниже, на другой стороне проспекта Ленина, стоит бюст Феликсу Дзержинскому. Кстати, совет ветеранов органов безопасности Алтайского края тоже ратовал за увековечивание памяти автора "Преступления и наказания", "Братьев Карамазовых" и "Бесов".
В разработке концепции памятника приняли участие скульптор-монументалист Михаил Кульгачев и архитектор Александр Деринг. В отличие от вызвавшего резкую критику горожан монумента "Обь", который был изготовлен в Китае из листов нержавеющей стали, на сей раз исполнителем стал местный литейный завод, имеющий опыт работы с подобными заказами. На предприятии, в частности, отливали памятники барнаульскому купцу Василию Сухову (из бронзы) и первому археологу Алтая Гюставу Менье (из чугуна).
Как рассказал корреспонденту "РГ" директор завода Дмитрий Санников, на памятник Достоевскому высотой в 3,6 метра ушло около 1,6 тонны бронзы. Производственный процесс занял два месяца. Фигура писателя и его дорожный сундучок сварены из шести десятков деталей. Установлены они на бетонную подушку, заглубленную на три метра.
В период ссылки Достоевский не раз высказывал желание перебраться из Семипалатинска в Барнаул.
"Неужели нельзя мне перейти из военной службы в статскую и перейти в Барнаул, если ничего не будет другого по Манифесту? Это самый близкий и самый верный шаг для меня", - писал Достоевский в марте 1856 года к стряпчему уголовных дел, своему другу, барону Александру Врангелю.
Спустя 170 лет образ Достоевского навсегда поселился в его любимом сибирском городе.
Кстати
Филологи Алтайского университета доказали, что в повести "Дядюшкин сон" в образе города Мордасова писатель описывает именно Барнаул. Федор Михайлович в своих письмах о городе на Оби отзывался 45 раз, хотя суммарно провел в нем не более двух недель. Барнаул воспринимался им как место культуры и свободы.