В сообщении, опубликованном в Telegram-канале, президент США потребовал от Мадуро вернуть "всю нефть, землю и другие активы, которые они ранее украли у нас". Когда и где случился этот грабеж, Трамп не указал. При этом венесуэльские богатства хозяин Белого дома назвал "нашими", то есть американскими. Почему глава Белого дома сделал такой странный с точки зрения международного права вывод, также не ясно. Однако на основании этого вывода американский лидер потребовал "немедленно вернуть" нефть, землю и любые другие активы Соединенным Штатам. Причем слово "немедленно" Трамп в соцсети написал заглавными буквами.
"Крупнейшую армаду, когда-либо собранную в истории Южной Америки", Трамп пообещал использовать не только для уничтожения судов, якобы перевозящих наркотики, но и для захвата танкеров. Эти заявления Белого дома вызвали негодование у противников Трампа в конгрессе, которые стремятся не допустить американского военного вторжения в Венесуэлу. Причем различные законодательные инициативы на этот счет продвигаются не только демократами, но также частью республиканцев - война с Каракасом не популярна среди электората обеих партий. На прошлой неделе американские военные захватили танкер Skipper с грузом венесуэльской нефти для Кубы. Во время нападения судно шло под флагом Гайаны, хотя власти этой южноамериканской страны отрицают факт его принадлежности гайанской компании. Skipper - одно из более чем 170 судов, против которых правительство США ввело санкции за перевозку якобы незаконной нефти. Если властям Венесуэлы удастся доказать, что танкер принадлежит им, они могли бы попробовать оспорить действия США.
Анатолий Капустин, Заведующий центром международного права и сравнительно-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ:
- Конвенция ООН по морскому праву 1982 года возлагает на государства обязательства по борьбе с нарушениями международного правопорядка в открытом море. Если захваченное американцами судно ходило под флагом Венесуэлы, то она, как государство регистрации судна, может потребовать расследования и предоставления фактов, что танкер что-то нарушил. В том случае, если США не проявят интереса к сотрудничеству, то Каракас может потребовать обсуждения вопроса в Совете Безопасности ООН или обратиться в международный трибунал по морскому праву. Но это долгая процедура. Венесуэла также может попросить о содействии в решении вопроса какого-нибудь посредника. В крайнем случае возможно обращение к США создать арбитражный третейский суд, особенно, если в результате захвата судна ему или товару нанесен значительный ущерб. В таком случае Каракас может потребовать возмещения не только ущерба, но и понесенных убытков, включая прибыль, которую не получили собственники.
Касательно судов, находящихся под санкциями США, то если против них были приняты какие-либо принудительные меры, в данном случае на основе внутреннего законодательства Соединенных Штатов, Вашингтон должен доставить руководство судна, как правило, капитана, на свою территорию и рассмотреть обвинения в нарушении законодательства в судебном порядке. Если Венесуэла считает, что санкции были наложены незаконно, страна может обратиться к тем средствам, о которых я уже сказал выше. Но чаще всего вопрос решается в судебном порядке. Суды в США рассматривают достаточно быстро такие вопросы. Иногда США, которые признают юрисдикцию не всех международных судов, идут на создание совместных комиссий по рассмотрению претензий. Если судно, даже в отношении которого были наложены санкции, находилось в открытом море с другими целями, не предусмотренными этими санкциями, могут быть различные варианты.