
А теперь о том, что всегда говорится в таких случаях, но все никак не реализуется. По-прежнему необходима качественная работа системы профилактики деструктивного поведения в подростковой среде.
Для этого настоящим образом должна заработать служба практической психологии. В каждой школе обязан быть психолог, его кабинет, пространство, в которое подросток, находящийся в трудной жизненной ситуации, может зайти. Именно это пространство должно стать точкой притяжения, а не окно, подворотня, разного рода банды. Психолог вместе с преподавательским составом должен отслеживать ситуацию среди учащихся.
Существует простейший тест - социометрия, когда в классе ученикам говорят: "Запиши три фамилии - с кем бы ты поехал на необитаемый остров, а с кем - нет". Так выясняется, кто лидер, кто изгой, кто популярен, кто нет, какие существуют группировки в классе. Школьных же психологов должны курировать центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ППМС-центры.
Хочу подчеркнуть: закон о психологической помощи, психологической деятельности, который четко определит статус психолога, виды его деятельности, права и обязанности, уровень квалификации, сегодня просто необходим. Все это нужно было сделать вчера или даже позавчера.
Еще раз повторю, что произошедшее - только верхушка айсберга. Без системных мер, включая принятие закона о психологической помощи, деструктивные процессы в подростковой среде будут только нарастать.