
Башню построили в 1883 году в центре Шуи, рядом с рынком и собором. Это был по-настоящему народный проект: общество собрало деньги, чтобы оборудовать пожарный водопровод. Верхний ярус венчала каланча, где дозорный, заметив огонь, вывешивал черные шары днем и фонари ночью. Их количество обозначало, в каком районе горит дом.
В советское время в башне сделали склад, потом здание переходило из рук в руки, а общественность предлагала варианты. Маленькое кафе, музей пожарного дела, зал для творческих занятий - идей масса, но восстанавливать и содержать памятник - дорого. В 2024 году постройка заинтересовала некоего бизнесмена, после реставрации внутри должна была открыться кофейня. Участники неформального объединения "Земский клуб", куда входят предприниматели Шуи и представители креативных профессий, начали "оживлять" территорию башни. Волонтеры расчистили внутренний дворик, повесили гирлянды, поставили мебель - и все лето проводили там творческие мастер-классы, лекции, киносеансы, перформансы, встречи с интересными гостями и арт-барахолки. Проект поддержали в Центре исследований малых городов, учрежденном в Шуе по инициативе властей.
Но потенциальный инвестор не рассчитал силы. Накопились долги. В конце октября в интернете появилось объявление о продаже башни: за здание площадью 81 квадратный метр и четыре сотки земли просили пять миллионов рублей. Как рассказала одна из инициаторов проекта "Башня 1883" урбанист Екатерина Силаева, путей было два: дождаться нового покупателя либо попробовать оформить памятник в собственность активистов. Соучредителем мог стать любой желающий, вложив от полумиллиона рублей. При минимальном вкладе требовалось 10 человек. Кинули клич в соцсетях, желающие нашлись. В итоге памятник решили передать местному бизнесмену - его план позволит быстрее восстановить здание. "К исходной стоимости башни прибавились небольшие суммы, вложенные в благоустройство и проведение мероприятий, но покупателю сделали скидку. Грубо говоря, дороже от нашей активности башня Шервуда не стала. Но ценно уже то, что ее вообще удалось сделать привлекательной для инвестиций. Здание не раз выставляли на продажу, однако его потенциал был неочевиден", - пояснила Силаева. Новый владелец заверил, что готов сохранить функционал внутреннего дворика и пространства вокруг башни.