
Чаще всего онлайн-знания школьники стремятся получать для подготовки к экзаменам. Наибольшей популярностью, по данным опросов, пользуются курсы по химии, информатике, математике, биологии и физике. Цена такой подготовки в целом сопоставима со стоимостью занятий с репетитором. Средняя цена за базовый курс в месяц - от 4 до 5 тысяч рублей. А кроме этого - удобный формат, квалифицированные преподаватели, разнообразный материал, опытные кураторы, которые будут проверять работы. Все это сулят на сайтах онлайн-школ. А всегда ли это так?
По большому счету вся полезная информация онлайн-школ - это адаптированные по стилю или дизайну демонстрационные версии экзаменов, взятые с открытого сайта Федерального института педагогических измерений. Остальные же бонусы - это записанные заранее уроки преподавателя на платформе и, как максимум, конспекты к ним. Да, дисциплинированный ученик сможет досконально разобраться в системе курса, будет посещать все онлайн-занятия и сможет, наверное, прийти к высокому баллу. Но...
Все онлайн-школы - это в первую очередь бизнес. Спрос - устойчив. И, как в любом бизнесе, ключевая цель здесь - прибыль. "РГ" поговорила с сотрудниками наиболее популярных онлайн-школ, чтобы узнать обо всем "изнутри".
Первая школа делает упор на математический профиль, однако в последнее время развивает и гуманитарные направления. Так, курс по литературе привлекает клиентов "занятиями с опытным преподавателем, средний балл учеников которого - 84", а также конспектами и личными кураторами. О последних сообщают: это опытные специалисты по предмету, способные ответить на любой вопрос.
Только вот, заглянув инкогнито на одну из трансляций на сайте школы, мы "ахнули": преподаватель, который представляется экспертом, на вебинарах с учениками ищет в интернете... значение слова "пространный". В файле с сочинениями для подготовки, который тоже составляет этот "преподаватель", - 7-10 только речевых ошибок. Используются разговорные, книжные (очень художественные) и устаревшие слова, в то время как ключевым пунктом написания экзамена по литературе является академический, беспристрастный стиль изложения.
- Рассказывать ученикам об очевидных и даже очень серьезных ошибках преподавателей нам нельзя, запрещает руководство", - делится куратор Дарья (имя изменено). - Это приводит к тому, что в личных диалогах с учениками нам приходится буквально придумывать правила. Также в прошлом году на этот курс был приглашен действующий эксперт ЕГЭ, который время от времени проверял работы школьников, а также редактировал материалы онлайн-школы. Но спустя два месяца его уволили: стал слишком часто открыто критиковать конспекты преподавателей".
Еще одна проблема онлайн-школ - штат сотрудников. Нередко кураторы или менторы во всех подобных организациях преподносятся как специалисты. Однако часто это вчерашние выпускники даже не вуза, а школы.
"Как нам на 500-700 учеников набрать экспертов? Школа тогда вообще прибыли получать не будет, так как средний оклад эксперта за рабочий день - не менее 5 тысяч рублей. Гораздо проще обратиться к вчерашним ученикам", - рассказывает HR-специалист другой популярной онлайн-школы - Студентам всегда нужны деньги, и мы готовы предложить им в среднем 16 тысяч рублей в месяц. Взамен мы получаем очень энергичного сотрудника, который выполняет сразу все необходимые нам задачи. А если еще и штрафы ввести, то будут работать вдвое усерднее. Честно ли это? Не отвечу. Но эффективно на все сто".
Кураторы - они же наставники и менторы - не проходят никаких курсов перед работой. Часто это студенты без опыта какой бы то ни было работы в возрасте от 18 до 24 лет. Опираются на собственный опыт, интернет и базовые знания по предмету, к которому помогают подготовиться.
"Большую часть рабочего времени я проверяю домашние работы учеников и постоянно напоминаю о необходимости оплатить курс на следующий месяц, - делится куратор Алина. - А также контролирую сообщения в чате, пишу каждому ученику раз в неделю в "личку", заполняю сведения об оплатах, рекламирую нашу школу и даже бываю, если нужно, психологом! То есть закрываю все "дыры", которые вызваны отсутствием профильных сотрудников из-за желания сэкономить. А так - мы все либо "гуглим" ответы, либо спрашиваем у старшего куратора, либо у нейросети. Это не секрет".
Еще один куратор онлайн-школы рассказывает: "У нас в регламенте прописано: все работы учеников нам нужно "дотягивать" до хорошего балла. Даже если ребенок пишет откровенную чепуху, мы обязаны найти в ней что-то хорошее, выделить и написать похвалу, закрыв глаза на все остальное. Чтобы ученики оставались и видели прогресс. Даже искусственный".
Статистика у онлайн-школ действительно впечатляющая: почти везде есть десятки стобалльников, сотни написавших на 90+. Вот только оказывается, что часто низкие результаты просто не включаются в статистику.
Онлайн-школы могут стать подспорьем в подготовке и к урокам, и к экзаменам. Конечно, мерить всех одним "мерилом" не стоит. Но помнить о том, что это - бизнес, будет не лишним. А еще не забывать о том, что все материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ можно найти абсолютно бесплатно на официальных сайтах ФИПИ и Рособрнадзора.
Елена Приступа, директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка, профессор:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает гибкие формы получения общего образования. Семейное и заочное образование - это право родителей или законных представителей на выбор формы получения образования. Одной из форм может выступать и онлайн-обучение. Это достаточно удобный дополнительный формат, позволяющий закреплять знания по учебным предметам и отрабатывать академические компетенции.
Электронные образовательные ресурсы включают дополнительные методические материалы для обучающихся. Однако при использовании таких форм необходимо соблюдать установленные организационные и правовые условия.
Весь контент должен соответствовать федеральным государственным образовательным программам, иметь электронный формат государственных учебников, а также содержать верифицированные методические материалы.
Кроме того, должна обеспечиваться надежная защита персональных данных несовершеннолетних и их родителей.
Следует отметить, что, несмотря на большой выбор цифровых платформ онлайн-обучения, непосредственное взаимодействие с учителем всегда останется приоритетным.
Подготовила Мария Агранович