В нашей огромной стране общая протяженность дорог составляет более 1,5 миллиона километров. Из них около миллиона километров - дороги местные, еще более 502 тысяч километров - региональные и 66,2 тысячи - федеральные. Все они играют огромную роль в развитии России, сопряженности ее территорий, доступности передвижения для граждан.
В последние годы уделяется большое внимание строительству, реконструкции и ремонту автотрасс. Только в завершающемся году в рамках национального проекта "Инфраструктура для жизни" были запланированы мероприятия по строительству, реконструкции и ремонту более 26 тысяч километров дорожной сети, в том числе региональной и местной.
Но одной из серьезных проблем для российских регионов являются разбитые автомобильные дороги, которые повреждают чаще всего тяжелые грузовики. Жители глубинки и автомобилисты регулярно жалуются на ямы и колеи, появляющиеся там, где недавно прошел тяжелый автотранспорт. Причины в том, что водители часто намеренно выбирают объездные пути по региональным и проселочным дорогам, чтобы избежать пунктов весового контроля, установленных на основных магистралях.
"Мы неоднократно фиксировали случаи, когда большегрузы проезжали по второстепенным трассам, создавая условия для возникновения ям и разрушений дорожного полотна в небольших населенных пунктах, - рассказал "РГ" Николай Николаев. - И поняли, что проблема носит системный характер и требует комплексного решения.
Кроме того, дополняет инициатор, ежегодно регистрируется большое количество дорожно-транспортных происшествий с участием грузовых автомобилей. Аварии происходят как из-за технических неисправностей транспортных средств, так и по причине нарушения нормативных требований по грузоподъемности.
Вот лишь несколько примеров аварий с участием большегрузов. Недавно в Воронеже тяжелый тягач врезался в легковой автомобиль, за рулем которого был 34-летний местный житель. По мнению очевидцев, трагедия произошла из-за того, что грузовик потерял управление, вероятно, из-за неисправных тормозов.

В ноябре 2025 года на Восточной объездной дороге Алматы произошло ДТП с участием грузовика, перевозившего валуны. Машина опрокинулась на бок. По предварительным данным, причиной инцидента мог стать перегрев тормозов.
А в начале декабря два человека пострадали в массовом ДТП при столкновении двух грузовых и четырех легковых автомобилей в районе села Ознобишино в Новой Москве. Водителя, управлявшего грузовиком, отправили в больницу. В 2013 году именно на этом перекрестке столкнулись грузовик и автобус, погибли 18 человек.
И таких фактов ежегодно можно приводить сотни, если не тысячи.
К увеличению числа аварий приводят и повреждения дорожного покрытия.
Это могут быть продольные, поперечные - в местах температурного напряжения - и сеточные трещины от усталости асфальтобетонных слоев. Если трещины не заделывать вовремя, они расширяются, превращаются в выбоины с резкими краями, которые под воздействием воды и циклов замерзания-оттаивания постепенно становятся глубокими ямами, создающими риски ДТП.
Тяжелый транспорт приводит и к формированию колейности - продольным углублениям на трассе, которые образуются по линии движения колес. Они снижают комфортность езды, нарушают дорожную разметку, мешают отводу воды с трассы. Также возникают сдвиги дорожного покрытия - смещение его верхнего слоя в поперечном направлении. Чаще всего эти волны формируются на перекрестках и вблизи светофоров, становясь препятствием для движения.
Именно поэтому Николай Николаев и выступил с инициативой создания АНО "Общество защиты дорог". Он видит миссию новой общественной организации в оказании консультационных услуг гражданам, чьи права нарушаются в результате неудовлетворительного состояния дорог. А также в привлечении внимания властей на местах к этой проблеме.
Отдельным направлением деятельности "Общества защиты дорог", говорит инициатор, может стать обеспечение исполнения нормативных актов в сфере грузоперевозок и контроль соблюдения нормативов. Необходима и разработка системы штрафования водителей, нарушающих правила перевозки грузов и повреждающих дорожное покрытие, регулярные рейды.
А создание онлайн-карты российских дорог позволит фиксировать на них каждое ДТП, проводить всесторонний анализ случившегося, а также разрабатывать по нему необходимые профилактические мероприятия. Например, установить на аварийном участке дополнительные камеры видеонаблюдения или пост весового контроля.

По мнению Николаева, общество готово сделать этот важный шаг к решению одной из наиболее острых проблем российских автодорог, которая затрагивает интересы миллионов жителей нашей страны. Регулярное обновление и укрепление существующих дорог должно стать приоритетом для всех уровней власти. Это необходимо для обеспечения безопасности дорог, успешного развития грузоперевозок и комфортного передвижения граждан.
В тему
Что "убивает" российские дороги
Технические неисправности: многие транспортные средства находятся в ненадлежащем техническом состоянии, что повышает риск повреждения дорожных покрытий.
Конструктивные особенности: отдельные модели тягачей имеют конструктивные недостатки, приводящие к повышенному износу асфальта.
Игнорирование весовых норм: превышение нагрузки на ось автомобиля значительно ускоряет разрушение дорожного покрытия, особенно на участках, не предназначенных для движения тяжелого транспорта.


