Павел Басинский подходит к Леониду Андрееву как эрудит, умеющий видеть жизнь героя в движении
Андрей Максимов: В книге Павла Басинского Леонид Андреев показан живым
Андрей Максимов, писатель, драматург.
Андрей Максимов, писатель, драматург. / Станислав Красильников/ТАСС
Доложу я вам вот что: ужасно оказалось интересное занятие - писать биографии разных людей. Я так увлекся этим занятием: три книги в серии ЖЗЛ уже вышли, сейчас готовится четвертая - история таинственного и ненавистного многими Фаддея Булгарина. Писать биографии - занятие, конечно, увлекательное, но: а/ не простое; б/ требующее ориентира. Уж больно по-разному можно биографии писать.

Для меня лично одним из таких главных ориентиров стал Павел Басинский. И вот книга писателя "Леонид Андреев. Герцог Лоренцо". Биография вышла в новой серии "Жизнь известных людей", которую выпускает знаменитая редакция Елены Шубиной.

Биографии гениев пишутся, как правило, по определенным принципам. Мне кажется, лучше всего сформулировал их замечательный Александр Анатольевич Ширвиндт: "Родился, женился, пригодился".

Басинского никакие принципы не интересуют: он рассказывает то, что ему кажется важно, и так, как ему кажется интересно. Из-за этого рождается ощущение, будто сидит перед тобой очень интересный и знающий собеседник и ведет беседу. Понимаете? Не поучает, не хвастается своими знаниями того, о чем ты не знаешь, а просто беседует.

У каждого великого (и даже не великого) человека была первая любовь. Как правило, о ней если и говорят, то вскользь с милой улыбкой на лице. Басинский посвящает первой любви Леонида Андреева много страниц, потому что история эта того стоит. Вроде бы автор идет против правил традиционной биографии, однако читать ужасно интересно.

Вообще тому, как влюблялся великий писатель земли русской, посвящено в книге очень много страниц. Для Андреева любовь - это сумасшествие со всеми вытекающими.

Скажем, писатель вел дневник, который часто оказывался его "единственным собутыльником", и, естественно, записывал в нем предельно откровенно то, что с ним происходит. Так вот, когда Леонид влюблялся, он давал читать свой дневник новой даме, дабы та понимала, с кем имеет дело. Это нормально или как?

Предельно откровенно написано, скажем, про пьянство писателя и про то, как он это самое пьянство победил.

Басинский подходит к Андрееву не как литературовед, а как эрудит, умеющий видеть жизнь героя в движении

Тут ведь вот какая штука... Разумеется, писатели отличаются друг от друга много чем, но, как мне кажется, главное: это взгляд на мир. Увы, мы редко думаем о том, что все люди очень по-разному смотрят на жизнь, на людей, на их взаимоотношения... Для меня невероятно интересным в книге Басинского было то, как он глубоко и подробно размышляет о том, откуда взялся абсолютно своеобразный взгляд Леонида Андреева.

"Целью своей жизни, - пишет Басинский об Андрееве, - он ставит не добровольный уход из нее, а свободу, "отчасти внешнюю, а преимущественно внутреннюю, ту свободу духа, которая дается изучением самого духа".

Представляете? У человека может быть такая цель жизни? Человек, который - к слову - пытался покончить жизнь самоубийством, ставит смыслом своей жизни: изучение духа. Каким образом? С помощью чего? Невероятно... Но ведь интересно, правда?

Мы живем в мире, который постоянно требует упрощений, и чем дальше - тем больше. Для того чтобы решить любую проблему, надо ее упростить, и тогда решение придет быстрей. Так было всегда. Но как упростить мир и свое существование тому, кто чувствует его очень тонко, и еще хочет об этом мире рассказать? Как бытовать писателю, чье желание: постоянно от этого мира воспарить?

Басинский пишет, что он не ставил своей целью писать полную биографию Леонида Андреева. Я вообще бы сформулировал жестче: это вообще не биография, это - глубокий, и, одновременно, восторженный рассказ одного человека о другом. Просто жанра такого нет. Жанра нет - а книжка есть. Этому бы тоже хотелось научиться.

Действительно, Басинский подходит к Андрееву не как литературовед в привычно академическом смысле, а как эрудит, умеющий видеть жизнь героя в движении, в борьбе внутренних сил и слабостей.

Должен ли биограф превращать своего героя в икону и молиться на него?

Еще когда я читал замечательную книгу Павла Басинского об "Анне Карениной", меня приятно поразила логика автора, который как бы утверждает: "Я внимательней вас прочитал "Каренину", я много знаю об этом романе, об авторе и о времени написания. Но я не собираюсь унижать вас вашим незнанием, а хочу сделать вас такими же знающими, как я. Посмотрите, как интересно..." И дальше следовали удивительные детали и из самого романа, и из истории его создания.

Эта же логика царствует и в книге о Леониде Андрееве. Автор словно хочет сделать нас богаче на знание одной удивительной человеческой судьбы. Что само по себе много и замечательно. А дальше мы уже сами можем решать: нужна ли нам эта судьба как предостережение, или как учебник жизни, или как повод для восторга, или как-то еще...

Должен ли биограф уважать своего героя? Без сомнения. А должен ли он превращать его в икону и молиться на него? Вот это - уже вопрос. И разные биографы отвечают своими книгами на него по-разному. Вспоминаю, скажем, как трудно мне было утишить свои восторги по поводу одной из моих героинь - Марии Монтессори.

Басинский показывает Андреева живым. То есть противоречивым и чаще всего - с общепринятой точки зрения - не правильным.

Мне кажется, что для Басинского важно, чтобы мы увидели жизнь человека, а, значит, не только его находки, но и потери; не только вершины, до которых он добрался, но и ямы, куда он соскользнул.

Книга Павла Басинского "Леонид Андреев. Герцог Лоренцо" - биография интересная и поучительная. Достойная вашего внимания.

Андрей Максимов
писатель, телеведущий, режиссер
Поделиться