Как создавался альбом, где искать опоры в турбулентном мире и трудно ли работать по соседству с Пушкиным? Об этом наш разговор с лидером группы и глубоким музыкантом - Светланой Сургановой.
Светлана, вы посвятили альбом Юлу Абрамову - почему? Что должны знать о нем ваши слушатели и поклонники?
Светлана Сурганова: Нас познакомил наш гитарист Валера Тхай, пригласив как-то к Юлу, где собирались и другие творческие люди. Это была большая веселая компания - там же, кстати, была и Диана Арбенина. Юл вырос в интеллигентной семье. Мама его педагог, многие годы занимается детьми с особенностями. Сам Юл по специальности был киномехаником. Не великан - но не задумываясь мог заступиться за любую девушку, которую обижают на улице. Красота его была мужская - внутренне и внешне. Не знаю, как он начал писать песни, но вот была такая потребность - общаться через тексты и мелодии с Создателем. К сожалению, прожил он всего 30 лет, и под конец ему выпало серьезное испытание.
Болезнь, онкология?
Светлана Сурганова: Он занимался единоборствами, что-то типа каратэ. И, отрабатывая удары ногами по груше, травмировал себе родинку, стала развиваться меланома. Он, к сожалению, обнаружил это поздно. Мы были в шоке, помогали всем, чем могли, но главное - старались переключить его внимание от болезни на творчество: давай записывать твои песни, аранжируй, просто пой. Он был перфекционистом, записывали по три, четыре, шесть часов, только чтобы дышал и пел.
Сейчас, кажется, понятие "дружба" стало казаться многим архаизмом. Лучших друзей скоро заменит всем ИИ…
Светлана Сурганова: Печально, если это правда так. А для меня как раз Юл Абрамов - эталонный друг. Мама его, кстати, после концерта - презентации альбома рассказала, как они дружили с автором песен Андреем Худуконом, и когда у того во время службы в армии случилась беда - Юл сразу помчался к нему, выручил. По мотивам этой истории на пластинке - песня "Там за рекой"… Если сравнивать любовь и дружбу, я бы сказала так: для творчества, наверное, ценнее любовь, а для жизни - дружба.
Строка из песни из нового альбома: "Вспоминать, что я еще не один у друзей, и просить запоздало прощенья". А просить прощения, извиняться - это вообще не унизительно, не стыдно?
Светлана Сурганова: Серьезный вопрос. По юности, когда ты слишком импульсивен, можно наговорить лишнего, наделать глупостей. А в зрелом возрасте ты начинаешь чувствовать себя уже не центром Вселенной, лишь ее маленькой частью. И начинаешь благодарность чувствовать - ко всем, кто тебя окружает, кто поддерживает. Чтобы просить прощения - надо быть сильным духом и самодостаточным.

Многие строки песен в новом альбоме будто написаны сегодня утром - резонируют с происходящим за окном…
Светлана Сурганова: Такое восприятие приятно. Мы обещали выпустить этот диск много лет назад - все что-то мешало. Видимо, всему свое время. И мои парни, музыканты, набрались побольше опыта, и все вокруг сложилось так, чтобы пластинка получилась максимально убедительной и актуальной для сегодняшнего дня. Главная идея и главная мысль альбома - кодекс чести. Будь честен перед собой, перед друзьями, уважай других, даже когда вы по-разному смотрите на жизнь.
Для меня ваш новый альбом - это разговор поэта с судьбой, которую он принимает, но не может простить. Ему дан талант тонко чувствовать мир - но мир этот совсем не сахар. Строки из песен: "Море душ тобой распято". "Ужель растишь нас для войны самих собой". "И не верь ни богам справедливым, ни мудрым советам из книг"… У вас есть ответ: как выживать художнику, идеалисту и мечтателю - в таком мире?
Светлана Сурганова: Я бы только не согласилась с утверждением, что поэт "не может простить". Никоим образом нет. И наш Юл не был обижен на судьбу, он невероятно тонко чувствовал, даже во многом предвидел в своих текстах, что нас ждет. Все-таки повторю: это в первую очередь про мужскую честь, про то, как достойно пережить все, что дано судьбой. И Юл для меня человек невероятного достоинства - такой же, как воспитавшие меня Зоя Михайловна и Лия Давыдовна, мама и бабушка. Они пережили ленинградскую блокаду - и умели невероятно стоически переносить любые трудности.
На своих концертах вы поете, часто и хором со всем залом, песни времен Великой Отечественной. Почему сегодня нет таких задушевных песен-молитв, таких песен большой любви, как "Жди меня" или "Темная ночь"?
Светлана Сурганова: Скажу, может быть, жестко, но таких переживаний, как в Великую Отечественную войну, - не дай Бог нам еще раз пережить. Сейчас тоже очень непросто - но будто другой оттенок эмоциональный, другой энергетический посыл к пространству. Отсюда и духовный, душевный, песенный отклик. Какова эпоха, таковы и песни.

И все-таки - за что вы держитесь, в чем вы сегодня находите опору?
Светлана Сурганова: За что держусь? За воздух, говоря словами нашего питерского поэта-песенника Ольги Виор. А за что еще? Мы люди, часть большого целого. Может быть, чаще надо обращаться к Библии, к правилам жизни, которые были давно сформулированы - и многими прекрасными философами. То же правило: "Поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой". Всё просто.
И еще - как говорил Иосиф Бродский, стоит друг друга уважать, любить или просто относиться с терпимостью уже из-за того, что все мы помним, чем заканчивается жизнь каждого из нас. Мы все уйдем. И все мы здесь заложники и смертники. И стоит относиться с большей добротой, пониманием, любовью друг к другу.
Пять лет назад вы создали свое Арт-пространство Светланы Сургановой "ПушкинРядом". Зачем оно вам? Зачем еще один культурный центр Петербургу? Затея себя оправдала?
Светлана Сурганова: Стопроцентно оправдала, и надеюсь, еще будет оправдывать. Это и небольшая площадка для различных перформансов, лекций, кинопоказов - и репетиционная база для коллектива "Сурганова и Оркестр", и студия звукозаписи, где уже записаны два альбома - двойник "Все будет завтра" и альбом песен Юла Абрамова "Здравствуй". В своем роде уникальное пространство. Маленькое, коммерчески не очень состоятельное - но по своей сути важное. Вносит в общемировое пространство свою лепту любви и красоты.
"ПушкинРядом" - не только потому, что в доме по соседству с вашим Арт-пространством жил молодой Александр Сергеевич? Ваш Пушкин - он какой?
Светлана Сурганова: Поскольку Александр Сергеевич никогда не имел своей недвижимости в Петербурге, я решила арт-пространство "ПушкинРядом" отдать ему в личное пользование. Не знаю, как документально оформить, придумаем что-нибудь. Если не воспринимать его забронзовевшим памятником, он для меня невероятно легкий, шебутной - и очень вдумчивый. Умел дружить и ценить глубину человека. Хотелось бы с ним познакомиться - и не попасть под его острое словцо.
Многие знают и любят ваши песни на стихи Бродского, Цветаевой, Ахматовой. Новых песен по русской поэзии нет в планах?
Светлана Сурганова: Пока не буду ничего говорить. Песни для меня - дети: как Бог позволит, так и будет.
Финальная песня вашего альбома - "Время петь". Для вас сегодняшнее время - это "время петь о весне", "время выпустить блюз за порог"?
Светлана Сурганова: Конечно! Именно сегодня, именно тогда, когда все непонятнее - будет ли жизнь на Земле, что ждет нашу Родину, превратятся ли люди в отросток ИИ, будут ли читать бумажные книги? - вот именно сегодня, пока мы еще не состоим из чипов, пока мы дышим, у нас болят животы и падает с возрастом зрение, мы должны чувствовать тепло объятий. И говорить в глаза о чувствах, о переживаниях и о любви.


