
Омская оборонка, пережившая непростые времена, вновь идет на подъем. По данным Союза машиностроителей России, во всех современных боевых и гражданских самолетах, на кораблях ВМФ, в системах ПВО установлены произведенные в Омске узлы, и линейка востребованных изделий постоянно расширяется.
Костяк оборонно-промышленного комплекса региона - это одиннадцать предприятий, которые проходят через модернизацию. Одно из ведущих - "Омсктрансмаш". С началом СВО завод вступил в новый этап развития. В частности, конструкторы предприятия внедряют дополнительную защиту боевых машин от кумулятивных боеприпасов и дронов - теперь это одна из самых актуальных задач, стоящих перед военными инженерами.
В числе последних разработок - оригинальная конструкция, предназначенная для защиты верхней части танка от беспилотников. "Модуль динамической защиты полусферы башни" состоит из ряда металлических сетчато-решетчатых экранов, которые надежно укрывают ее от атак дронов. Эффективность на поле боя уже доказана. Заявка подана в Роспатент, сообщает пресс-служба завода.
Сейчас танкостроители выпускают Т-80БВМ - современную модернизированную версию Т-80БВ. Эти машины оснащены мощными газотурбинными двигателями и новыми прицелами. В минобороны России их окрестили "бесшумными хищниками": танк буквально подкрадывается к позициям противника. "Надежный броненосец, никогда не подводит. Стреляет точно, как снайперская винтовка", - признают бойцы СВО.
Отлично проявил себя и омский "Солнцепек" - в конце этого года концерн поставил в российскую армию очередную партию тяжелых огнеметных систем ТОС-1А. На очереди - модернизированная версия на базе танка Т-80. Данная модификация содержит ряд улучшений, которые обеспечивают большую дальность и точность стрельбы, автоматизацию процессов. Машины оснащены модернизированным комплексом защиты от БПЛА, разработанным с учетом опыта боевых действий. Кстати, именно "Солнцепек" стал одним из символов: изображение машины размещено на медали Омской области "За участие в СВО".
В работе - газотурбинные танки на базе шасси, которые сейчас крайне востребованы в арктической зоне.
В ходе рабочего визита на завод генеральный директор концерна "Уралвагонзавод" (в состав которого входит "Омсктрансмаш") Александр Потапов подвел предварительные итоги уходящего года. Обозначил планы по расширению линейки спецтехники и гражданской продукции и сообщил, что предприятие прочно держит статус передовика концерна по выпуску особо востребованных образцов техники. А у тяжелых огнеметных систем омского производства - большие перспективы.
Благоприятно складывается ситуация и на других предприятиях ОПК.
- Это связано прежде всего с увеличением гособоронзаказа. Растет потребность не только в военной технике, но и в системах связи и радиоэлектронной защиты. Стабильно в тренде и авиационное моторостроение. При этом наблюдается спрос на новую линейку продукции. Все это стимулирует модернизацию предприятий и привлекает на производство молодых людей. Иметь дело с новейшим оборудованием, продвинутыми технологиями им интересно, - отметил первый зампред Омского регионального отделения Союза машиностроителей России Владимир Дорохин.
Долгое время отрасль переживала трудные времена. Низкие доходы вынуждали людей покидать регион, уезжать в столицу, где за ту же работу платили вдвое больше, чем в Омске. Сейчас, когда зарплата составляет в среднем около ста тысяч рублей в месяц, уезжать уже нет смысла.
Персонал предприятий при этом, разумеется, максимально загружен.
- Ощутимо выросла интенсификация труда. Предприятия работают круглосуточно в три смены. Продукция становится сложнее, и производить ее требуется больше. Но люди настроены патриотично. Понимают, что надо. Едут в зону СВО, проверяют, как работает и ремонтируется омская техника. Изу-чают мнение командиров и бойцов, вносят коррективы в производственный процесс, - говорит Владимир Дорохин.
Полевые потребности новой техники лучше других знают демобилизованные бойцы. Потому их ждут в цехах омских предприятий. По данным кадровиков, только на танковом заводе уже работает порядка 120 участников СВО, завершивших военную службу. Кандидаты без производственного опыта имеют возможность бесплатно получить профессию и квалификацию в заводском центре обучения и развития персонала.
Всего за последние три года на предприятия отрасли трудо-устроено более десяти тысяч человек. Но, несмотря на интенсивную кадровую политику, проблема дефицита остается. Заводы создают собственные учебные центры. Обучение мультиспециалистов по востребованным специальностям совместно с индустриальными партнерами начал Омский авиационный колледж имени Жуковского. Предприятия, ставшие участниками программы "Профессионалитет", готовят кадры для себя совместно с ссузами.
По программе "Крылья Рос-теха" осуществлен третий набор студентов в ОмГТУ. Обучение также ведет автобронетанковый инженерный институт - единственное в России учебное заведение, где готовят специалистов, способных качественно эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать современную бронетехнику. Всего кадры для отрасли готовят в семи омских профильных вузах и ссузах.
Помимо этого, машиностроение, прежде считавшееся непрестижным, бьет рекорды по набору студентов-целевиков. Например, танковый завод в качестве будущего места работы выбрали 110 студентов - вдвое больше, чем год назад. .
Кстати
В 2025 году отечественное танкостроение отмечает 105-летний юбилей.
Выпуск танков на Омском заводе транспортного машиностроения начали во время Великой Отечественной войны. В 1942 году легендарный Т-34 поставили на поток. Всего на фронт омичи отправили почти семь тысяч бронемашин разных модификаций. После войны им на смену пришли танки Т-54 и Т-55. За два десятка лет выпущено 12,8 тысячи единиц такой техники, поставляемой в том числе и в 86 стран мира. В 1976 году с конвейера сошел танк Т-80, а спустя два года - его усовершенствованный образец Т-80Б. В 1984 году в серию вошла модифицированная версия Т-80БВ с навесной динамической защитой. Всего было выпущено более пяти тысяч таких боевых машин. За выдающиеся достижения в создании Т-80 коллектив завода был удостоен ордена Ленина.
Тем временем
С начала года омские предприятия ОПК открыли свыше трех тысяч вакансий - на сорок процентов больше, чем год назад. В перечне востребованных - широкий спектр специальностей начиная от высококвалифицированных слесарей до операторов автоматизированных установок. Условия труда достойные. В частности, регулировщикам радиоэлектронной аппаратуры предлагают зарплату до ста тысяч рублей, шлифовщикам четвертого-шестого разрядов - до 110 тысяч, а главному металлургу на моторостроительном заводе - от 215 тысяч рублей.