
- Светлана, каким выдался ваш путь к сцене?
Светлана Назаренко: Моим заветным желанием после школы было поступить в институт имени Гнесиных на эстрадный вокал. Ныне это Российская академия музыки. Но в то время родители не отпустили меня в Москву. Я не отчаялась. Продолжила заниматься с моим педагогом по вокалу Рафаилом Сарлыковым. Он и по сей день мой наставник. Даже сейчас, в этот непростой период моей жизни, поддерживает меня звонками, присылает распевки, чтобы я не теряла форму, всегда рядом. Я продолжала упорно заниматься, доказывая родителям, что сцена - моя жизнь, что не могу без нее дышать. Не устраивала истерик, не грозила уйти из дома. Для меня было важно спокойствие моих родителей, их здоровье. Поэтому набиралась опыта всеми возможными способами.
Не попав в "Гнесинку", поступила в Институт искусств имени Бейшеналиевой в Бишкеке на хоровое дирижирование, но специализацией выбрала эстрадный вокал. Защита диплома стала настоящим испытанием. Не как у других студентов, а в госфилармонии, в отдельном зале. Комиссия, словно жюри на конкурсе, оценивала каждое произведение. Мой учитель, волнуясь за меня, наблюдал за происходящим из зала. В итоге мне поставили пять с плюсом и выдали красный диплом.
Потом я много работала в студии, записывала песни на разных языках, не прекращала репетиции с учителем, параллельно участвовала в конкурсах и фестивалях, в том числе международных, - стала лауреатом артистического конкурса "Тянь-Шань-90", ездила в Крым на конкурс "Ялта - Москва - Транзит", участвовала в "Славянском базаре", "Золотом шлягере" в Витебске. То есть старалась использовать все возможности, которые предоставляла жизнь.
Затем вместе с Алексеем Лесниковым, бывшим директором "Радио Пирамида" в Кыргызстане, мы пришли на разговор к экс-мэру Бишкека Борису Силаеву. Договорились выпустить CD-диск, который стал первым в истории Кыргызстана. Мы записали его в Австрии. Это было большим шагом для нас. Альбом назывался "Света-Чай".
- Вы выпустили первый диск в Бишкеке, давали концерты, появились поклонники. Что заставило искать новые горизонты и продолжить карьеру в России?
Светлана Назаренко: Я работала с ребятами из группы "АЯН", музыкантами, которые помогали мне с аранжировками. Записывались мы в студии у Алексея Лесникова, бывшего директора "Радио Пирамида" в Бишкеке. Однажды вечером мы сидели с Алексеем - мы тогда были женаты - и нашим коллективом на кухне после работы в студии и жаловались друг другу на рутину, на то, что каждый день похож на день сурка, а ведь хочется развиваться, учиться у лучших. И тут кто-то из ребят вдруг предложил: "А давайте рванем в Москву!"
Сначала мне показалось, что будет так, как обычно случается на кухонных посиделках, - поговорили и забыли. Это было в ночь с 2000 на 2001 год. Просыпаюсь утром 1 января, звонит телефон, беру трубку, а это Дима (Дмитрий Притула) и Ленька (Леонид Притула): "Привет! Мы уже на вокзале, едем в Москву!" Я была совершенно не готова. Но к тому времени Дима уже был, насколько я знаю, вместе с Машей (Марией Притула), нашей гитаристкой. Решили, что девочки пока останутся в Бишкеке, а мальчики займутся поиском жилья в Москве. Где-то в феврале мы с Машей тоже полетели в Первопрестольную. К этому времени я уже все обдумала, взвесила, решила, как будем жить на две страны, на два города с мужем. Решение далось мне нелегко. Но я так любила свою профессию, свое дело, что понимала: нужно двигаться дальше.
- Как приняла Москва?
Светлана Назаренко: Поначалу я многому удивлялась. В Бишкеке, хоть это и столица, если в одном конце города тебе что-то сказали, в другом все уже об этом знают. Люди привыкли отвечать за свои слова. В Москве все иначе. Могли сказать: "Да-да-да, завтра созвонимся", а потом ты хоть пятьсот раз набирай номер - никто не ответит, скрываются. Это было для меня непонятно. Первое время мы были не совсем своими. И конечно, я очень скучала по друзьям, по той творческой атмосфере Бишкека, где все друг друга знают и поддерживают. Пришлось заново изучать правила человеческого общения в огромном городе.
- Кто поддерживал в начале пути?
Светлана Назаренко: Конечно, за нас переживали родители, друзья, близкие, молились за нас. Но, честно скажу, в начале моей московской карьеры нам крепко помог экс-мэр Бишкека Борис Силаев. Он тогда работал в правительстве Москвы, советником Лужкова по СНГ. Борис Иванович организовал выпуск моего альбома "Музыка снов". Он мог просто позвонить, спросить, как дела, пригласить на чай. Мы часто говорили с ним о Кыргызстане, вместе скучали по родине. Он подбадривал нас: "Держитесь, ребята, вы делаете большое дело!" Эти дружеские отношения мы сохраняем до сих пор.
В какой-то степени поддерживали коллеги по цеху, конечно. Те, кто в то время выступал вместе с нами на одной сцене. Например, команда "Uma2rman", рок-группа "7Б". Просто жизнь нас свела и завязались приятельские, дружеские отношения. Если им нравилась наша песня, они могли сказать: "О, классная песня!" Такая моральная поддержка была очень важна на том этапе.
А еще меня всегда поддерживала моя подруга и однокурсница Жылдыз Осмоналиева - звезда кыргызской эстрады. Мы вместе начинали у нашего общего учителя. Она и Рафаил Тагайбекович помогают мне до сих пор. Большое счастье, когда есть друзья.
- Ваш первый успех в России, каким он был?
Светлана Назаренко: Это, скорее всего, произошло после выхода фильма Тимура Бекмамбетова "Дневной дозор" в 2006 году, когда песня "Останусь" вмиг стала мегапопулярной и зазвучала отовсюду. Мир изменился. Ты ходишь по тем же улицам, но видишь и слышишь, как люди поют твои песни. Это совершенно другое чувство. Наверное, это были первые ощутимые плоды нашего труда.
А ведь этого могло бы и не случиться, если бы не наш блистательный продюсер Андрей Лукин. Сначала Бекмамбетов сопротивлялся появлению этой песни в фильме, не хотел ее там, и все тут. Но в дело вступила бывшая супруга Константина Эрнста, настоящая муза и тонкий ценитель искусства. Она сказала: "Посмотрите, как эта песня в исполнении ребят из "Города 312" преображает сцену, наполняет ее жизнью!"
- Не чувствовали себя провинциалкой?
Светлана Назаренко: Никогда. Мы родом из Бишкека, а это не деревня, знаете ли. Более того, должна вам сказать, в столице Кыргызстана слушали невероятно крутую музыку, опережающую свое время. Музыканты из Бишкека всегда отличались тонким вкусом и высоким уровнем мастерства. В Москве, как мне показалось, публика предпочитала что-то более простое, незамысловатое.
- Какой совет дали бы молодым людям, мечтающим об учебе или карьере в России?
Светлана Назаренко: Я никогда не ставила карьеру во главу угла. Я настолько люблю свое дело, что... Закиньте меня на Северный полюс, и там бы нашла, где учиться, заниматься творчеством. Любовь к делу - вот что главное. Все остальное вторично. Нужно обожать то, чем ты занимаешься, стремиться к этому всей душой. Сначала нужно найти себя, понять свое предназначение. Нужно решить для себя, чему ты готов посвятить всю свою жизнь. Тогда и карьера, и финансы приложатся.
Важно пробовать себя в разных сферах, искать то, что приносит настоящее удовольствие. Главное - не сидеть сложа руки.
- Над чем сейчас работаете?
Светлана Назаренко: Записываю новые песни в необычном стиле, пишу книгу.
Даст бог, закончу свою фэнтези-сказку, она готова на 90 процентов. И сейчас думаю, как ее представить. Хочу ощутить живые эмоции людей, устроить что-то вроде квартирника, пригласить гостей, провести литературные вечера, чтобы читатели поняли, для чего и для кого я это писала... До болезни у меня был практически записан сольный альбом, осталась, может быть, одна песня. Так что работы в этом мире еще много.
- Что бы хотели пожелать кыргызстанцам и россиянам в преддверии Нового года?
Светлана Назаренко: Прежде всего хочу сказать и россиянам, и кыргызстанцам: очень ценю каждое слово поддержки, которое получаю от вас. Желаю всем народам бывшего СССР беречь дружбу, которую завещали нам наши родители. Не наносить друг другу обид, ведь раны от них заживают очень долго, порой не хватит жизни. Если мы сохраним нашу дружбу и передадим ее нашим детям, останемся непобедимы.