Исполняется 105 лет со дня создания в БССР комиссии по ликвидации безграмотности

Со временем, помимо ликпунктов, появились и другие формы обучения - школы для малограмотных, курсы, рабфаки.
Со временем, помимо ликпунктов, появились и другие формы обучения - школы для малограмотных, курсы, рабфаки. / РИА Новости
Сто пять лет назад в БССР была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности

Сто пять лет назад, 11 декабря 1920 года, при Наркомате просвещения БССР была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Комиссия создавалась на основе уже существующего опыта РСФСР, а белорусская советская власть была решительно настроена на то, чтобы в короткие сроки искоренить не только неграмотность, но и малограмотность.

Работы по линии белорусского ликбеза (сокращенный вариант словосочетания "ликвидация безграмотности" прочно вошел в быт советских граждан) был непочатый край. Нужно было преодолевать массовую неграмотность крестьян. В Российской империи тоже были планы ввести всеобщее начальное образование: правительство Петра Столыпина относило их реализацию к 1919 году. Помешали не только Первая мировая и Гражданская войны: у самодержавной власти не было денег на массовое обучение грамоте. Большевики же такие средства попытались изыскать, и борьбу с неграмотностью и малограмотностью неутомимо продвигал Наркомат просвещения РСФСР во главе с Анатолием Луначарским. В 1919 году на нужды образования в охваченной Гражданской войной Советской России выделили 11,6 процента всех расходов бюджета.

Российский опыт, подкрепленный декретами Совнаркома от 26 декабря 1919 г. "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР" и от 19 июля 1920 года о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности, с конца 1920 года распространился и на Советскую Беларусь. Создание чрезвычайной комиссии по ликбезу стало следствием организации Наркомата просвещения в провозглашенной 31 июля 1920 года Белорусской Советской Социалистической Республике, состоявшей до укрупнений 1924 и 1926 года из нескольких уездов бывшей Минской губернии. Работу по борьбе с неграмотностью возглавил энергичный белорусский нарком просвещения Всеволод Игнатовский, соответствующие комиссии создавались и на уровне уездов и волостей. В Витебской и Гомельской губерниях до их присоединения к БССР ликбезом занимались по планам Наркомпроса РСФСР, в Витебске и Гомеле в придачу к Губчека, боровшейся с врагами большевиков, появились Губграмчека с борцами за грамотность.

Общий итог масштабной борьбы за ликбез в белорусских условиях был сугубо положительным. Уже в 1930 году БССР первой из всех советских республик отчиталась о ликвидации неграмотности. Правда, и после этой победной реляции реальные неграмотные среди взрослого населения продолжали существовать, но число их было невелико. Всеобщее четырехлетнее начальное обучение в том же 1930 году стало обязательным для всех советских детей от 8 до 15 лет.

Уже в 1930 году БССР первой из всех советских республик отчиталась о ликвидации неграмотности

Куда сложнее было искоренить неграмотность и малограмотность в крестьянской среде, тем более что и педагогические методы в первые годы советской власти часто бывали весьма специфическими, они хорошо представлены в известном фильме "Республика ШКИД". Широко использовалась очень простая тактика "Грамотный, обучи неграмотного". Все грамотные при этом гордо объявлялись "культармейцами". Там, где позволяли финансовые условия, учреждались ликпункты - специальные школы для взрослых, посещение которых объявлялось обязательным. Учитель ликпункта именовался ликвидатором. В идеале учащиеся ликпунктов в рабочие дни должны были освобождаться от работы на два часа с сохранением зарплаты.

Обучение посредством ликпунктов предполагало постижение азов чтения и письма, арифметики с умением писать целые числа и обязательное идейно-политическое просвещение. При нехватке в начале 1920-х годов учебных пособий идейное просвещение часто занимало первое место. В частности, в Витебской губернии применяли хитрый метод обучения чтению по газетам взамен хрестоматии, а изучая арифметику, ликпунктовцы высчитывали, сколько лет исполнилось вождям революции товарищам Ленину, Троцкому и Зиновьеву. В 1925/1926 учебном году в 404 ликпунктах БССР обучалось грамоте 41 528 человек.

Со временем, помимо ликпунктов, появились и другие формы обучения взрослых - школы для малограмотных, курсы, рабфаки. Первый рабфак (рабочий факультет) появился в Минске в 1921 году при только что созданном Белорусском государственном университете, а в 1930-м рабфаков было уже 12 с 2176 студентами.

Дело ликбеза продвигалось с переменным успехом. Так, в 1922 г. вслед за введением нэпа существенно сократились расходы бюджета на образование, а вслед за этим снизилось и число ликпунктов. Но уже вскоре, когда начали практически реализовываться решения XII съезда РКП(б) об образовании на родном языке, бюджетные ассигнования на нужды образования в БССР значительно выросли, появились и новые возможности для борьбы за преодоление неграмотности и малограмотности. В помощь усилиям Наркомпроса БССР в 1924 году были созданы первые ячейки "Долой неграмотность", которые 14 мая 1926 года были объединены в общество "Долой неграмотность". Общество изначально было массовым - в том же 1926-м в БССР работало 1036 ячеек "Долой неграмотность", в которых состояло 27 190 человек. При населении без малого в 5 миллионов человек, зафиксированном переписью того же 1926 года, число борцов за ликбез было весьма внушительным.

Главное в деятельности разнообразных комиссий, ликпунктов, школ и рабфаков было достигнуто: политика ликбеза привела к быстрому и неуклонному росту грамотности. Беларусь оказалась в первых рядах борьбы за грамотность на союзном уровне.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться