"Сегодня за решеткой есть слепые, глухие, колясочники и даже инвалиды без рук и ног. Впереди Новый год, рождественские праздники. Пусть дети будут с мамами, пусть больные и немощные рядом с близкими или просто с теми, кто готов их поддержать", - сказала Меркачева.
Президент страны пообещал посмотреть те списки на помилование впервые осужденных за нетяжкие и ненасильственные преступления, которые подготовят правозащитники. Ева Меркачева рассказала журналистам, что будет составлять список для "новогоднего помилования" в сотрудничестве со ФСИН и правозащитниками.
"Мы благодарны Еве Меркачевой за то, что она всерьез занимается вопросами осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, глубоко исследует их проблемы, а также из года в год говорит о них на встрече с президентом России, - сказала "РГ" Светлана Володина. - Как правозащитник и журналист она регулярно получает письма от заключенных разных категорий и потому хорошо понимает, что за решеткой не должны находиться инвалиды, немощные люди и женщины с детьми, если они получили срок за нетяжкие, ненасильственные преступления. Это, действительно, необходимо. Одна из важнейших функций государства не только наказывать, но и уметь прощать".
Другая важная тема, которая прозвучала на встрече с главой государства, касалась развития судов присяжных. Владимир Путин призвал найти стимулы для присяжных.
"Затронутая в заявлении президента проблематика крайне важна для укрепления конституционных основ правосудия в России, в частности, реализации положения Конституции РФ о праве граждан участвовать в отправлении правосудия, - сказал "РГ" советник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, эксперт по защите в суде присяжных Сергей Насонов. - В очередной раз президент подчеркнул, что суд присяжных - это очень демократический институт".
Советник ФПА напомнил, что именно поручение президента Верховному суду РФ о подготовке предложений по расширению компетенции суда с участием присяжных заседателей, данное им на встрече с членами Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 5 декабря 2014 года, стало отправной точкой реформирования, распространившего суд присяжных на районные суды и существенно увеличившего количество дел, рассматриваемых в этой форме судопроизводства. Позиция же президента, высказанная 3 декабря 2015 года в Послании к Федеральному Собранию, о том, что "… обязательно следует сохранить полную автономию и самостоятельность присяжных при принятии решения", позволила сохранить в России классическую модель суда присяжных, тождественную той, что была введена в 1864 году в ходе судебной реформы Александра Второго. Были и другие предложения, нацеленные на "переделку" суда присяжных в концептуально ущербную (по оценке многих экспертов) модель.
"Безусловно, прав и президент в том, что суд присяжных - дорогой институт уголовного правосудия, - говорит Сергей Насонов. - Привлечение граждан к отправлению правосудия требует значительно больше расходов и организационных усилий, нежели рассмотрение дел профессиональным судом. Но, как отметил президент, эти расходы - объективная необходимость, вместе с тем, необходимо исключить оказание незаконного давления на присяжных заседателей, а также разрабатывать меры морального и материального стимулирования присяжных заседателей, выполняющих свой долг по участию в осуществлении правосудия".
Этот вектор развития суда присяжных действительно крайне актуален для современной практики, подчеркивает советник ФПА. "Действующее законодательство, например, не в полной мере защищает присяжных заседателей от собирания сведений о них вне процесса и дальнейшего использования этих сведений, например, для отмены состоявшегося судебного решения, - рассказывает Сергей Насонов. - В практике наблюдаются ситуации внепроцессуального общения участниками судебного разбирательства с присяжными заседателями, что в большинстве случаев влечет отмену вынесенных судом приговоров (например, по громкому делу калининградских врачей, где один из приговоров был отменен в том числе потому, что председательствующий судья общался с присяжными заседателями вне судебного заседания). Не предусматривает действующий закон и такой меры безопасности, как временной изоляции коллегии присяжных на период вынесения ими вердикта, если это занимает значительное время. Другая сторона проблемы - огромный процент отмены оправдательных приговоров суда присяжных, что ведет к повторному, иногда, даже третьему или четвертому, "кругу" рассмотрения одного и того же дела. Решение всех этих проблем позволит усилить эффективность производства в суде присяжных".
Вопрос о стимулах для присяжных заседателей также очень важный, подчеркивает Сергей Насонов. "Очевидно, что можно повысить размер компенсации, получаемой присяжными заседателями, за участие в судебных заседаниях, предусмотреть налоговые и прочие льготы (например, по проезду на общественном транспорте) для лиц, выполнявших в течение года обязанности присяжных заседателей, - говорит эксперт. - Моральные стимулы также не менее важны. Давно пора ввести официальный день присяжного заседателя (по аналогии, например, с Днем работника судебной системы или Днем российской адвокатуры)".
Введение такого дня обеспечит популяризацию миссии присяжного заседателя в российском обществе, считает собеседник "РГ".
"Следует согласиться с президентом России и в том, что невозможно механически сократить время рассмотрения дела в суде с участием присяжных заседателей, - говорит Сергей Насонов. - Очевидно, что эта продолжительность индивидуальная в каждом конкретном случае и определяется объемом доказательственной базы, которая исследуется с участием присяжных заседателей. Вместе с тем, возможны косвенные меры, которые будут способствовать убыстрению таких процессов. Например, запрет излишней загрузки профессиональных судей, рассматривающих дела с участием присяжных заседателей, иными делами".