Выставка следует за хроникой восстания - от лицейских времен до мемуаров декабристов. Каждый шаг комментируется Пушкиным - его стихами, письмами, воспоминаниями.
"Вот эвхаристия другая, / Когда и ты, и милый брат, / Перед камином надевая / Демократический халат, / Спасенья чашу наполняли", - эти строки Пушкин посвятил Василию Давыдову, хозяину усадьбы Каменка, своему другу и ревностному члену тайного общества. В южной ссылке поэт гостил у него, общался с друзьями, приезжавшими в Каменку на собрания Южного общества.
"Бунт и революция мне никогда не нравились, но я был в переписке со многими заговорщиками..." - эта цитата Пушкина сопровождает самый острый эпизод - Александр исчез, Константин отрекся, Николая еще не подвели к присяге.
Есть ожидаемое - есть и неожиданное. Вот акварели из знаменитой серии портретов декабристов 1836 года работы Николая Бестужева... Рядом портрет Марии Волконской с десятимесячным сыном Николаем, которого она, уезжая к мужу в Сибирь, оставила в Петербурге - Николенька через полтора года умер. Портрет генерала Бистрома, стоявшего на царской стороне площади, но отложившего присягу своего полка Николаю I в ожидании развязки. Тут и портрет Бенкендорфа, обращавшегося к царю с просьбой о смягчении участи заговорщиков. И герои 1812 года, литераторы, и Волконский в 1865-м, и виды Байкала, Якутска...
Впервые показана записка тайного советника Грибовского 1821 года, переданная государю. Грибовский предупреждает: в заграничном походе в 1814-м многие офицеры стали в Париже масонами. Госархив РФ передал на выставку подлинный протокол допроса Пущина, список его личных вещей, где значатся "ножик со штопором, лорнет со шнурком, две чернильницы...".
Предсмертное письмо поэта Кондратия Рылеева жене: "Молю Бога, да услышит Он твои молитвы. Не ропщи ни на Него, ни на Государя...".
Посетителю, конечно, напоминают слова Пушкина царю - что он был бы на Сенатской площади с друзьями-декабристами, находись в этот день в Петербурге. Но вслед за этими признаниями - не менее известное: "Одно лишь отсутствие спасло меня, и я благодарю за то Небо!"
Художник Александр Конов в экспозиции раскручивает вихри. Первый белый зал словно приглашает на бал. Последний, самый темный зал посвящен сибирской ссылке, начинается с верстового столба с надписью "Иркутскъ".