По-настоящему своих людей у Трампа на Украине нет
Павел Дульман: В операции СБУ и НАБУ против Анны Скороход очень много странного
Павел Дульман, журналист
Павел Дульман, журналист / Артур Дерунов/ РГ
Выбивающееся из общего новостного потока событие произошло на минувшей неделе в Киеве. Сотрудники НАБУ, САП и СБУ провели совместную операцию против депутата Верховной рады Анны Скороход. На первый поверхностный взгляд все ясно: честные проамериканские антикоррупционеры планомерно продолжают борьбу с украинской коррупцией, подбираясь к ее олицетворению - Зеленскому. Но при погружении в детали получается совсем другая, скорее обратная картина.

Необычно само внезапное сотрудничество СБУ с НАБУ и САП. Ведь с момента создания антикоррупционной вертикали это были конкурирующие, а с нынешнего июля - и вовсе враждебные структуры. Это СБУ арестовала детективов, которые вели слежку за окружением Зеленского, и готовила обвинения руководству НАБУ и САП, а глава СБУ Малюк и вовсе предлагал другим силовикам стрелять в антикоррупционеров при встрече. Казалось, что примирение сторон невозможно, между ними понятийная пропасть, и вдруг - совместная операция.

Правда, накануне обысков у Скороход неуступчивый до этого апелляционный суд Киева освободил из-под стражи под личное обязательство детектива Руслана Магамедрасулова, того самого, что руководил прослушкой квартиры Тимура Миндича. При этом обвиняется он в государственной измене, и ни выход под залог, ни домашний арест, ни тем более освобождение под личное обязательство санкцией статьи не предусмотрено - только содержание под стражей. Но при определенных обстоятельствах на Украине и не такие чудеса случаются. И вот делом против Анны Скороход спецслужбы решили отметить примирение.

Скороход инкриминируется коррупция, а именно - попытка по заказу некоего бизнесмена повлиять на СНБО и внести его конкурента в санкционные списки. О том, что еще при недоброй памяти Алексее Данилове СНБО перешло на коммерческие рельсы и стало активным участником бизнес-войн, хорошо известно, и в изложенную фабулу дела можно поверить. Не верится только в фигурирующую в деле сумму - 250 тысяч долларов. За такие смешные по местным меркам деньги ни один член СНБО - цвет и элита украинской коррупции - сегодня и пальцем не пошевелит. Видео с участием Скороход, представленное в качестве доказательства, имеет все признаки монтажа даже на взгляд непрофессионала, а якобы изъятие у нее денег и вовсе снималось не в квартире депутата. Впрочем, об этом заявляет сама Скороход.

Как бы то ни было, подозрение предъявлено и политический капитал Скороход серьезно обесценился. И этот капитал у нее был: Скороход яркий, публичный, но не системный оппозиционер режима. Причем стала ею почти сразу после прихода в Раду, уже тогда начав подозревать окружение Зеленского в коррупции. Отказавшись голосовать по указке руководства, молодой юрист со скандалом вышла из фракции "Слуга народа", а после загадочной смерти осенью 2021 года своего гражданского мужа и тоже яркого депутата Антона Полякова, каковую смерть она считает политическим убийством, и вовсе посвятила себя критике украинских властных нравов. Указывала на нарушения законов сотрудниками ТЦК, уличала офицеров ВСУ и руководство Минобороны в воровстве, иными словами - была бельмом на глазу правящего класса.

Хуже того, она выступала за скорейшее заключение мира и искала, если верить ей самой - не без успеха, собственные контакты с окружением Дональда Трампа. Собственно, срывом ее запланированной поездки в Вашингтон, где должны были состояться встречи с конгрессменами-республиканцами, Скороход и объясняет объединение против себя СБУ и антикоррупционеров.

И получается, что украинское НАБУ, представляющееся, по общему мнению, едва ли не филиалом американского ФБР, приходит с обысками домой и рушит карьеру заметной киевской трампистке накануне ее поездки в Вашингтон. Неправильно что-то в этой картине, странно, неразумно, нелогично. Особенно с учетом того, что по-настоящему своих людей у Трампа на Украине почитай и нет. Ни в политике, выжженной до корней долгими годами доминирования Виктории Нуланд и семейства Соросов, ни среди крупного бизнеса. А те немногие, кто в Киеве радовался приходу Трампа в Белый дом, либо сели в Лукьяновское СИЗО сразу после его инаугурации, как депутат Евгений Шевченко, либо продолжают там сидеть, как депутат Александр Дубинский, либо скоро сядут, как Анна Скороход.

В украинской политике нет чистых и честных, нет и тех, кто молчанием или голосованием против совести не внес свою лепту в трагедию этой страны, но есть те, кто пусть и запоздало, но возжелали мира. Против них сегодня объединяются даже НАБУ и СБУ, непримиримые конкуренты за коррупционные доходы.

В этой связи очень интересным, не менее, чем поездка Зеленского в Лондон, обещает быть выступление в суде опального олигарха Коломойского, который зовет в понедельник журналистов на заседание по своему делу, обещая им много интересного. Ему, напомним, экспертная молва приписывает идею и отчасти исполнение многомесячной прослушки за квартирой Миндича, и он движим жаждой мести. Не будем гадать, что еще нового может рассказать известный преступник о превзошедшем его ученике. Но осторожно предположим, что говорить он будет о том, что по каким-то своим причинам, не укладывающимся в навязываемую почтенной публике логику, не хочет или боится рассказывать НАБУ.

Павел Дульман
журналист
Поделиться