По большему счету

Как отразится на экспорте нашего газа отказ от него Евросоюза
Парламент и Совет Евросоюза предварительно согласовали этапы отказа от российского газа. Первым под удар попадет сжиженный природный газ (СПГ) с российских проектов. По краткосрочным контрактам ЕС вводит эмбарго на его импорт с 25 апреля 2026 года, а по долгосрочным - с начала 2027 года.

Трубопроводный газ по краткосрочным контрактам перестанет поступать в ЕС с 17 июня следующего года, а по долгосрочным - с 30 сентября 2027 года. Хотя в последнем решении допускаются корректировки, если не получится в срок заполнить европейские подземные хранилища (ПХГ).

Трубопроводные поставки в Евросоюз с 2021 года сократились в 10 раз, и их полное прекращение уже не окажет особого влияния на интересантов по обе стороны трубы. Для "Газпрома" потеря остатков рынка ЕС, пусть и премиального, уже не станет ударом, компания сосредоточена на других проектах в России и Азии. Также и Евросоюз уже адаптировался, пережив резкое снижение поставок в 2022 и 2023 годах со 150 до 30 млрд кубометров в год и в 2025 году - еще на 15 млрд после остановки транзита нашего газа через Украину. Никто не замерзнет в Европе от прекращения импорта последних 15 млрд кубометров, которые к тому же сейчас интересны только нескольким странам - Венгрии, Словакии, Греции, Северной Македонии и Сербии (два последних государства не члены ЕС, но российский газ получать также не смогут, поскольку транзит его будет запрещен).

Поэтому нас в этой истории интересует СПГ. Причем влияние запрета Евросоюза на наш экспорт, а не наоборот. Европейцы уже свыклись с дорогим газом на своем рынке и даже стали считать его стоимость в районе 300 долларов за тысячу кубометров низкой ценой.

А вот для нашего экспорта СПГ европейский рынок важен, туда уходило приблизительно половина объема поставок. Главным образом с арктического проекта "Ямал СПГ" номинальной мощностью 17,4 млн тонн в год (около 24 млрд кубометров), а также проектов на Балтике: "Криогаз-Высоцк" (1,1 млрд кубометров) и "Портовая СПГ" (2,1 млрд кубометров). В прошлом году, по данным GIIGNL, мы поставили в Европу приблизительно 22,4 млрд кубометров сжиженного природного газа. Но балтийские заводы попали под санкции США, а в ЕС запретили перевалку нашего СПГ в своих портах и стали спешно принимать дорожную карту по отказу от российского топлива.

Как замечает директор по исследованиям консалтинговой компании "Имплемента" Мария Белова, поставки российского СПГ в Евросоюз в 2025 году снижаются. По итогам года ожидается их объем на уровне порядка 19 млрд кубометров, что на 12% ниже показателей 2024 года. Это связано с санкционными ограничениями - попаданием "Криогаз-Высоцк" и "Портовая СПГ" в SDN List США в начале 2025 года и запретом на реэкспорт российского СПГ в рамках 14-го пакета санкций ЕС.

Фактически сейчас от запрета, введенного Евросоюзом, может пострадать только один "Ямал СПГ", продолжающий поставки в Европу. Потенциально крупнейший российский проект в этой сфере - "Арктик СПГ-2" на полуострове Гыдан, мощность которого должна составить 19,5 млн тонн в год - не смог из-за санкций экспортировать свой газ на Запад, но начал поставки в Китай. Аналитик ресурсных секторов "Ренессанс Капитала" Марк Шумилов оценивает их приблизительно в 1 млн тонн (1,4 млрд кубометров). При этом мощность уже запущенных двух линий завода составляет 13 млн тонн СПГ (18 млрд кубометров) в год.

По словам аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, если бы никаких мер по переориентации поставок не предпринималось, экспорт СПГ в 2026 году мог бы просесть относительно 2024 года почти на треть. На практике часть партий уже в Китай, Турцию, на Ближний Восток, в Южную Азию и Латинскую Америку. Возможны также свопы (замещающие поставки), когда российский газ закрывает клиентов других производителей в Европе, а они уступают нам свои партии в Азии. Логистика удлиняется, нагрузка на флот растет, но это позволяет удержать большую часть физических объемов экспорта, поясняет эксперт.

С последним согласен замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, который уточняет, что владельцами значительного числа грузов с "Ямал СПГ" являются иностранные компании, в том числе европейские, и именно им придется решать проблемы с логистикой поставок. Эксперт предполагает, что экспорт с "Ямал СПГ" в следующем году не просядет, если только, конечно, проект не станет фигурантом блокирующих санкций.

Но есть еще ряд логистических проблем, которые сильно затрудняют нам переориентацию поставок СПГ на Восток, особенно для проектов в Арктике - "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ-2". Северный морской путь (СМП) доступен для судоходства в восточном направлении с июня по ноябрь. В остальное время СПГ приходится везти в тот же Китай окружным путем, в обход Европы, через Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан.

Белова считает, что удлинение маршрута не скажется на объемах российского экспорта, но, возможно, повлияет на маржинальность поставок, потому что затраты на транспортировку будут выше. Хотя при условии сезонного роста цена на газ в Азии доходность экспорта может и сохраниться, уточняет она.

Чернов менее оптимистичен. Время рейса увеличивается в 1,5-2 раза, флот начинает работать медленнее, возрастает доля судов, занятых в пути, а не под загрузкой, поясняет он. Это значит, что даже при сохранении проектных мощностей по сжижению и номинальной готовности отгружать газ физически вывезти весь объем не получится. Часть линий "Ямал СПГ" и тем более "Арктик СПГ-2" в зимне-весенний период будет работать ниже мощности, просто потому что не хватает быстрых и коротких маршрутов для оборота танкеров.

По подсчетам эксперта, потенциал зимней потери из-за недоступности восточного маршрута СМП и исчезновения европейских хабов (для перевалки СПГ) можно оценить в 4-5 млн тонн в год. За счет более длинных рейсов в Азию и Турцию, свопов и использования теневого флота часть потерь удастся отыграть, но не полностью. Реалистично выглядит чистая недопоставка в диапазоне 2,5-3,5 млн тонн в 2026 году, что соответствует примерно 7-10% экспорта.

Остается также вопрос цены. Мощности производства СПГ в мире растут, опережая спрос, и вполне возможно, что при избытке предложения азиатские покупатели нашего газа сыграют на рисках вторичных санкций и постараются выбить на него дополнительную скидку, что с учетом растущих транспортных издержек не самый лучший вариант.