
Газаров обратился к двум пьесам Островского - "За чем пойдешь, то и найдешь" и "Свои собаки грызутся, чужая не приставай". Нам они известны в составе трилогии о похождениях незадачливого чиновника Михайло Дмитрича Бальзаминова. В спектакле все начинается со свадебного танца. Молодой Бальзаминов парит где-то наверху, в окружении цветочных гирлянд. Каждый способен выдумать себе счастье сам - и этот выдумал. В этом сне на пустой сцене танцуют молодые невесты.
Из сна в реальность Бальзаминова выдергивает дворовая девка Матрена (в этой роли - совершенно неожиданная Алена Бабенко). В реальности - одни заборы - чем выше, тем богаче. Первый, бедняцкий, самый маленький, с прорехами, хлипенький, на котором сушат панталоны, ковры, нижние рубашки, - самого Бальзаминова. Второй, терракотовый, похожий на частокол, с массивными замками на дверях - сестер Пеженовых. И, наконец, третий, самый высокий - резной, с огромными воротами - то вотчина Домны Евстигнеевны. А "Комнатушка" Бальзаминова (Дмитрий Смолев) возвышается над бедняцким домом вторым этажом.
О харизматичной свахе Красавиной Достоевский писал: "Я ее видал тысячу раз, я с ней был знаком, она ходила к нам в дом..." Красавина Нееловой вырастает из этого знаменитого отклика Достоевского. В ее героине есть комизм, она прекрасно владеет "рабочим" голосом настоящей свахи, голосом лукавства, сплетен и пересудов. Марина Мстиславовна Неелова здесь импровизирует всласть: как сваха прибирает к рукам штанишки-панталоны и с каким задором обращает в зал тосты ("Первую до дна, вторую вполовинку")! В общем, ее Красавиной без плутовства, без хитрости жить очень трудно. И насколько же хороший ее дуэт с Дмитрием Смолевым, исполнителем роли Бальзаминова. Смолев вообще играет совершенно неожиданного Михайло Дмитрича - в анонсе спектакля он заявлен как "Русский Дон Кихот", "философ".
Деньги в голове его героя существуют как абстрактная категория, что нетипично для героя Островского, особенно из когорты женихов, желающих обогатиться. Бальзаминов же больше рассуждает о счастье человеческом, он очень любит воображать, но в этом спектакле его грезы подкрепляются не жаждой наживы, а стремлением попасть в идеальный мир, в котором возможно соединить внутреннюю и внешнюю свободу.
Под стать мечтателю Бальзаминову его матушка Павла Петровна (Мария Ситко). Зловеще выглядит ее сон про Китай, который и она, и Матрена принимают за чистую монету. Сны тут вообще ключевое - они будто объясняют природу счастья человека, раскрашивают светлыми красками его одиночество. Когда Бальзаминов рассказывает о расставании с Раисой Пеженовой, сестренки его вдруг вырастают из-за хлипенького домашнего забора - и эта сцена напоминает продолжение плохого "китайского" сна.
Домну Евстигнеевну Белотелову в этом спектакле играет приглашенная актриса из ТОТа, Наталия Качалова. И с Бальзаминовым они - прекрасная пара, мечтатель и мечтательница, слепленные из одного теста.
В этой "Женитьбе" нет подлых душевных движений, персонажи выписаны с любовью и ярко, и оттого мир кажется таким счастливым и идиллическим. То, что мы у Островского принимаем за мещанство - низость характера, расчет, брак без любви, стремление обогатиться, - здесь приобретает форму уютного мирка, в котором побеждает свет. Невозможен русский Дон Кихот без своего Санчо Пансы - и здесь Санчо Пансами становятся все, кто протягивает Бальзаминову руку на пути к его мечте.
Афиша
Смотрите "Женитьбу Бальзаминова" в "Современнике" 8 декабря.