
Так, продукция тюменского нефтесервисного предприятия хорошо представлена в России, а теперь благодаря партнерству с отечественными добывающими компаниями появилась и в Алжире, Сербии, Казахстане, Узбекистане.
- Интересно осмотреться за рубежом. С трудностями, надеюсь, помогут справиться студенты, разработав под конкретные задачи кейсы. Пусть практики у них пока не было, зато теоретически молодежь подготовлена лучше, чем наши специалисты, - ухватился за вузовские проекты руководитель компании Андрей Коротченко.
- Работы все уникальные, потому что создаются здесь и сейчас для конкретных предприятий - в общем, студенту списать или состряпать проект с помощью искусственного интеллекта не получится. Нужно разбираться в региональной специфике и к тому же знать несколько иностранных языков, - пояснила замдиректора института социально-гуманитарных наук Наталья Ракитина. - Разбор бизнес-стратегии компании сторонним наблюдателем бывает полезен. Например, производители оборудования для детских игровых зон рассматривали для экспорта Казахстан, а мы предложили пойти еще и в Азербайджан - с цифрами объяснили, почему это выгодно и интересно. В основном наши проекты ориентированы на страны Востока, куда сместился федеральный вектор.
В областном правительстве констатируют: направления экспорта резко поменялись, при этом экспортеров стало вдвое больше: в 2019 году было две сотни, в 2025-м - четыре. Вырос и товарооборот: с Узбекистаном - в четыре раза, с Казахстаном - в пять, а с братьями-белорусами - в 22.
- Исторические вызовы заставили власти и предпринимателей объединять ресурсы и организовывать бизнес-миссии - за три года провели около 30, некоторые с участием губернатора. Мы научились маркетингу, стали внимательнее слушать партнеров и вводить новые меры поддержки, например льготные условия при открытии филиалов компаний в зарубежных странах. Теперь все чаще подключаем к такой работе науку - это шанс продвигать на мировом рынке местные технологии, - подчеркивает замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев.
Сотрудники таможни добавляют новые факты: на карте экспортных потоков региона стала заметной Киргизия, а помимо леса и нефтегазового оборудования тюменцы начали вывозить мороженое, конфеты и другие сласти - в больших объемах эту продукцию ждут в Китае.
Появляются и весьма необычные направления. Так, местная студия промышленного дизайна, в списке зарубежных партнеров которой уж 25 государств, через Казахстан шагнула в совместный проект с канадцами для… сети клиник в Сомали.
- К задаче создания сцеживателя молока у родивших женщин мы отнеслись ответственно: разработали прототип и документацию, нашли поставщиков материалов. Новинка работает на солнечных батареях, потому что в африканских странах есть проблемы с подачей электричества. Все вроде бы несложно, но в Канаде за эту работу почему-то никто не брался. Благодаря связям "через рукопожатия" охватили и другие государства. Пользуемся инструментами, которыми некоторые пренебрегают: электронными агрегаторами объявлений, международным "сарафанным радио", - и результат есть, - говорит основатель студии Владимир Прошин.
С 2022 года основным рынком сбыта рапсового масла предприятия из Заводоуковска является Китай. Начальник отдела продаж завода Сергей Сиротенко рассказал: зондировать почву заводоуковцы начали одними из первых в регионе, совершенно не обладая знанием зарубежных рынков и хоть каким-то опытом. В 2012 году оказались в Прибалтике, через несколько лет - в Швеции и Норвегии, в 2019-м пробную партию масла отправили в Китай и, что называется, попали в яблочко. Сейчас работать стало проще: появилась инфраструктура поддержки экспорта, таможня работает быстрее (на оформление документов тратится максимум 20 минут вместо целого дня), есть единое окно под названием "Мой экспорт" и возможность получать компенсацию части транспортных затрат, информационная поддержка, организуются бизнес-миссии. Требуется проработать вопрос по ускорению оформления фитосанитарного сертификата, но он рано или поздно решится в пользу предпринимателей, уверены коммерсанты.
К слову, для производителей рапса экспорт - вопрос выживания. Увы, на родине эта продукция не так популярна: заводоуковцы пытались закрепиться в разных регионах РФ, но ретейлу оказались не нужны - массовая культура потребления такого продукта у нас все еще не развита. И это не единственный отечественный товар, который производится с прицелом на заграничные рынки.
Так или иначе в экспорт надо вкладываться. Кому-то везет сразу, кто-то получает отдачу только через 5-7 лет. Но выигрывает в итоге весь регион.