Аварийная приватизация

Что мешает консолидации электросетевого комплекса в регионах России
Министерство энергетики РФ намерено в 2026 году довести количество территориальных сетевых организаций (ТСО) в стране до целевого показателя. Об этом на недавнем совещании в Совете Федерации заявила директор департамента оперативного управления в ТЭК Минэнерго РФ Елена Медведева. Планы министерства были озвучены вскоре после выхода постановления правительства РФ (№ 1476 от 26 сентября 2025 года), ужесточившего критерии соответствия для ТСО. Какие изменения в ближайшее время ждут отрасль и чем это обернется для потребителей?
За устранение аварий в электросетевом комплексе региона теперь отвечает системообразующая ТСО.
За устранение аварий в электросетевом комплексе региона теперь отвечает системообразующая ТСО. / Татьяна Андреева/РГ

Слабым здесь не место

Цель сегодняшних действий государства - обеспечить энергетическую безопасность регионов РФ: повысить управляемость сетей, снизить количество аварий и ускорить модернизацию энергообъектов. На это и направлено ужесточение требований: слабые и недобросовестные игроки должны покинуть рынок. Процесс консолидации сетевых активов идет уже три года: по данным Минэнерго РФ, за это время количество ТСО сократилось на 66 процентов. Однако целевой показатель пока не достигнут: по словам Елены Медведевой, чтобы сохранить статус ТСО, некоторые игроки рынка искусственно объединяются, но при этом все равно не способны в полной мере выполнять возложенные на них функции.

"РГ" уже рассказывала, что в начале этого года вступил в силу Федеральный закон 185-ФЗ, согласно которому в регионах появились единые центры ответственности за электроснабжение - системообразующие территориальные сетевые организации (СТСО). Именно они должны обеспечить "бесшовный" подхват электросетевых объектов от ТСО, которые лишились такого статуса, а также оказывать поддержку малым сетевым организациям в тех случаях, когда у них не хватает собственных сил и ресурсов.

Но, как отметили участники упомянутого выше совещания в Совете Федерации, первый год работы института СТСО не только показал его эффективность в части повышения надежности энергоснабжения, но и вскрыл ряд проблем. Во-первых, при передаче региональных и муниципальных сетевых объектов в пользование СТСО выполнение буквы закона порой наталкивается на противодействие местных чиновников, считающих сетевой комплекс личной собственностью. А во-вторых, в тарифных заявках и инвестпрограммах локальных сетевых организаций выявляются нарушения, приводящие к существенному завышению затрат.

Это подтвердила масштабная прокурорская проверка, которая сейчас проводится в сфере электроэнергетики. Как сообщила старший прокурор главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры Наталья Федотова, она будет завершена к концу ноября, а результаты доложат президенту страны. Причем "тема реализации положений законодательства об СТСО будет освещена отдельным блоком".

Кто лишится статуса

С первого января 2025 года территориальные сетевые организации обязаны иметь на балансе минимум 300 километров линий электропередачи и суммарно 150 МВА трансформаторных мощностей. Это довольно высокая планка, которую, кстати, депутаты Госдумы предлагают уже в следующем году поднять до тысячи километров ЛЭП и 500 МВА мощности подстанций. То есть мелкие сетевые организации ранее выбыли из рядов ТСО по этим параметрам.

Что, согласно постановлению правительства № 1476, изменилось с первого октября? Главное новое требование к ТСО - они должны не только управлять сетевыми активами, а владеть ими на праве собственности (причем не долевой). То есть, к примеру, просто арендовать муниципальные сети для сохранения статуса уже недостаточно. Компании, которые не соответствуют этому критерию, с первого января 2026 года будут не вправе оказывать услуги по передаче электроэнергии и получать за них плату. Следовательно, до этого срока они обязаны передать принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства системообразующей или иной действующей в регионе ТСО.

Консолидация проводится не для того, чтобы муниципалитеты заработали на активах, подчеркивают в минэнерго

В частности, как сообщили "РГ" в Региональной энергетической комиссии (РЭК) Тюменской области, Югры и ЯНАО, в этих трех регионах статуса ТСО с нового года лишатся четыре организации: МУП "Сургутские районные электрические сети" (СРЭС) и три ООО - "Дорстрой", "РН-Юганскнефтегаз" и "Элеконт". Для них не будут устанавливаться тарифы на 2026 год, и они не смогут оказывать услуги по передаче электроэнергии на возмездной основе.

У некоторых из этих компаний не раз возникали проблемы с обслуживанием электросетей. К примеру, аварии на сетях компании "Дорстрой" неоднократно приводили к отключениям света в СНТ и коттеджных поселках под Тюменью. Еще хуже ситуация в хозяйстве Сургутских районных электросетей. За последние два года линии электропередачи, снабжающие электричеством сотни подстанций, отключались более десяти раз (без учета аварий в распределительной сети предприятия). К слову, абсолютный антирекорд по отключениям поставила компания "Сургутские городские электрические сети", 70 процентов уставного капитала которой принадлежит национализированной "Корпорации СТС". В 2024-2025 годах аварии на ключевых энергообъектах городских сетей происходили более 70 раз. Градус социальной напряженности на территории возрос до такого уровня, что вынудил жителей Сургута и Сургутского района обратиться к главе государства.

Потребители не пострадают?

С нового года для оказания услуг по передаче электроэнергии объекты лишившихся статуса ТСО компаний должны оперативно подхватить другие сетевые организации. Согласно правилам техприсоединения (ТП), "лишенцы" обязаны в течение 30 дней расторгнуть льготные договоры ТП (до 15 кВт мощности для граждан и до 150 кВт для юрлиц и ИП) и вернуть уплаченные средства заявителям, которым придется подать заявки на присоединение в другие сетевые организации. При этом все прочие договоры о ТП бывшая ТСО обязана исполнить, то есть подключить потребителей к сети.

Действительно ли все это будет выполнено? К сожалению, три упомянутых ООО не ответили на вопросы редакции по поводу перспектив электроснабжения жителей и компаний на обслуживаемых ими территориях.

Состояние электросетей в Сургуте и Сургутском районе вынудило жителей обратиться к главе государства

В РЭК считают, что потребителям опасаться нечего.

- В силу Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" системообразующая территориальная сетевая организация отвечает перед потребителями за надежность и качество энергоснабжения, обеспечивает эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, он неизвестен или от права собственности отказался, а также ликвидацию последствий аварийных ситуаций на указанных объектах электросетевого хозяйства. Таким образом, введение на государственном уровне института СТСО значительно повысило надежность электроснабжения потребителей и качество организации работ по устранению нештатных ситуаций, - заявил зампредседателя РЭК Тюменской области Андрей Яковлев, умолчав однако, какие последствия ждут потребителей именно при лишении сетевой организации статуса ТСО.

Закон и порядок

Помимо обязанности оказывать помощь с устранением аварий на сторонних сетях федеральный закон возложил на системообразующие ТСО ответственность за обслуживание энергохозяйства компаний, потерявших статус ТСО. В частности, постановление правительства РФ № 1229 от 10 сентября 2024 года определило особый механизм для таких ситуаций. Локальные ТСО обязали заключить с СТСО так называемые ДОПИ - договоры о порядке использования имущества. ДОПИ описывает взаимодействие организаций по двум ключевым вопросам: порядку ликвидации аварийных ситуаций на чужом имуществе и порядку использования объектов при утере статуса ТСО. По закону срок, на который передаются права владения и пользования объектами, - не менее пяти лет.

В действительности же при реализации этого механизма в отрасли распространена практика "маневрирования". Скажем, используются любые возможности затягивания сроков- от некорректного предоставления информации о составе сетевого хозяйства до нарушения порядка заключения договоров. Подобные нарушения фиксируются в разных регионах, и "большая" Тюменская область не исключение.

В частности, в ответ на запрос о наличии ДОПИ системообразующая ТСО "Россети Тюмень" подтвердила, что подписанию таких договоров с упомянутыми ООО предшествовало длительное судебное урегулирование. При этом собеседники редакции отмечают, что "Дорстрой" и "Элеконт" вопреки предусмотренному договором порядку предпочли не передавать имущество после утери статуса и разорвали ДОПИ в одностороннем порядке. Предполагается, что их сети будут переданы на обслуживание тюменской СК "Восток".

Приватизация против консолидации

Что же касается сургутского МУПа, то его директор Вячеслав Баранчук ответил на запрос редакции весьма уклончиво: кто в дальнейшем станет заниматься содержанием и обслуживанием электросетевого комплекса, должно быть определено до конца текущего года. Но собственником этого имущества является не предприятие, а муниципалитет. Следовательно, по закону местные власти обязаны безвозмездно передать свое сетевое хозяйство СТСО. Однако вместо этого районная Дума спешно приняла решение об акционировании предприятия. В ответ на вольную интерпретацию федерального законодательства суд наложил запрет на проведение регистрационных действий с имуществом МУПа, включая приватизацию муниципальной собственности.

По данному поводу отдельные СМИ, ссылаясь на неких "представителей профсообщества", заявили, что это "приближает муниципалитет к энергетическому кризису" и грозит резким ростом тарифа. На чем основаны панические выводы анонимных собеседников интернет-издания, неясно, но их ссылки на позицию федерального минэнерго точно не отвечают действительности.

В частности, на том же совещании в Совфеде Елена Медведева заявила, что "консолидация сетевого комплекса проводится не для того, чтобы муниципалитеты заработали на активах, за создание которых потребители ранее уже заплатили". Поэтому в нормативные акты и включена безвозмездная передача сетевого хозяйства из муниципальной и региональной собственности в СТСО с государственным участием. Однако некоторые местные чиновники считают, что эти активы должны выкупаться системообразующей организацией. Но источником средств для такого выкупа может служить только тариф, и получается, что потребителя вынуждают заплатить дважды, акцентировала представитель минэнерго.

- По обращениям СТСО в суды в регионах формируется практика, и на ее основе мы будем дорабатывать правила, чтобы электросетевое хозяйство находилось в более профессиональных руках, - подчеркнула Елена Медведева.

Справка

По данным РЭК Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО, на первое октября 2025 года на территории трех сибирских регионов критериям отнесения к ТСО отвечали 24 организации. С 2023-го по 2025 год количество ТСО в "большой" Тюменской области сократилось почти в два раза - на 22 единицы. Никаких сбоев в электроснабжении потребителей их уход с рынка не повлек.