
Цель сегодняшних действий государства - обеспечить энергетическую безопасность регионов РФ: повысить управляемость сетей, снизить количество аварий и ускорить модернизацию энергообъектов. На это и направлено ужесточение требований: слабые и недобросовестные игроки должны покинуть рынок. Процесс консолидации сетевых активов идет уже три года: по данным Минэнерго РФ, за это время количество ТСО сократилось на 66 процентов. Однако целевой показатель пока не достигнут: по словам Елены Медведевой, чтобы сохранить статус ТСО, некоторые игроки рынка искусственно объединяются, но при этом все равно не способны в полной мере выполнять возложенные на них функции.
"РГ" уже рассказывала, что в начале этого года вступил в силу Федеральный закон 185-ФЗ, согласно которому в регионах появились единые центры ответственности за электроснабжение - системообразующие территориальные сетевые организации (СТСО). Именно они должны обеспечить "бесшовный" подхват электросетевых объектов от ТСО, которые лишились такого статуса, а также оказывать поддержку малым сетевым организациям в тех случаях, когда у них не хватает собственных сил и ресурсов.
Но, как отметили участники упомянутого выше совещания в Совете Федерации, первый год работы института СТСО не только показал его эффективность в части повышения надежности энергоснабжения, но и вскрыл ряд проблем. Во-первых, при передаче региональных и муниципальных сетевых объектов в пользование СТСО выполнение буквы закона порой наталкивается на противодействие местных чиновников, считающих сетевой комплекс личной собственностью. А во-вторых, в тарифных заявках и инвестпрограммах локальных сетевых организаций выявляются нарушения, приводящие к существенному завышению затрат.
Это подтвердила масштабная прокурорская проверка, которая сейчас проводится в сфере электроэнергетики. Как сообщила старший прокурор главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры Наталья Федотова, она будет завершена к концу ноября, а результаты доложат президенту страны. Причем "тема реализации положений законодательства об СТСО будет освещена отдельным блоком".
С первого января 2025 года территориальные сетевые организации обязаны иметь на балансе минимум 300 километров линий электропередачи и суммарно 150 МВА трансформаторных мощностей. Это довольно высокая планка, которую, кстати, депутаты Госдумы предлагают уже в следующем году поднять до тысячи километров ЛЭП и 500 МВА мощности подстанций. То есть мелкие сетевые организации ранее выбыли из рядов ТСО по этим параметрам.
Что, согласно постановлению правительства № 1476, изменилось с первого октября? Главное новое требование к ТСО - они должны не только управлять сетевыми активами, а владеть ими на праве собственности (причем не долевой). То есть, к примеру, просто арендовать муниципальные сети для сохранения статуса уже недостаточно. Компании, которые не соответствуют этому критерию, с первого января 2026 года будут не вправе оказывать услуги по передаче электроэнергии и получать за них плату. Следовательно, до этого срока они обязаны передать принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства системообразующей или иной действующей в регионе ТСО.
В частности, как сообщили "РГ" в Региональной энергетической комиссии (РЭК) Тюменской области, Югры и ЯНАО, в этих трех регионах статуса ТСО с нового года лишатся четыре организации: МУП "Сургутские районные электрические сети" (СРЭС) и три ООО - "Дорстрой", "РН-Юганскнефтегаз" и "Элеконт". Для них не будут устанавливаться тарифы на 2026 год, и они не смогут оказывать услуги по передаче электроэнергии на возмездной основе.
У некоторых из этих компаний не раз возникали проблемы с обслуживанием электросетей. К примеру, аварии на сетях компании "Дорстрой" неоднократно приводили к отключениям света в СНТ и коттеджных поселках под Тюменью. Еще хуже ситуация в хозяйстве Сургутских районных электросетей. За последние два года линии электропередачи, снабжающие электричеством сотни подстанций, отключались более десяти раз (без учета аварий в распределительной сети предприятия). К слову, абсолютный антирекорд по отключениям поставила компания "Сургутские городские электрические сети", 70 процентов уставного капитала которой принадлежит национализированной "Корпорации СТС". В 2024-2025 годах аварии на ключевых энергообъектах городских сетей происходили более 70 раз. Градус социальной напряженности на территории возрос до такого уровня, что вынудил жителей Сургута и Сургутского района обратиться к главе государства.
С нового года для оказания услуг по передаче электроэнергии объекты лишившихся статуса ТСО компаний должны оперативно подхватить другие сетевые организации. Согласно правилам техприсоединения (ТП), "лишенцы" обязаны в течение 30 дней расторгнуть льготные договоры ТП (до 15 кВт мощности для граждан и до 150 кВт для юрлиц и ИП) и вернуть уплаченные средства заявителям, которым придется подать заявки на присоединение в другие сетевые организации. При этом все прочие договоры о ТП бывшая ТСО обязана исполнить, то есть подключить потребителей к сети.
Действительно ли все это будет выполнено? К сожалению, три упомянутых ООО не ответили на вопросы редакции по поводу перспектив электроснабжения жителей и компаний на обслуживаемых ими территориях.
В РЭК считают, что потребителям опасаться нечего.
- В силу Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" системообразующая территориальная сетевая организация отвечает перед потребителями за надежность и качество энергоснабжения, обеспечивает эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, он неизвестен или от права собственности отказался, а также ликвидацию последствий аварийных ситуаций на указанных объектах электросетевого хозяйства. Таким образом, введение на государственном уровне института СТСО значительно повысило надежность электроснабжения потребителей и качество организации работ по устранению нештатных ситуаций, - заявил зампредседателя РЭК Тюменской области Андрей Яковлев, умолчав однако, какие последствия ждут потребителей именно при лишении сетевой организации статуса ТСО.
Помимо обязанности оказывать помощь с устранением аварий на сторонних сетях федеральный закон возложил на системообразующие ТСО ответственность за обслуживание энергохозяйства компаний, потерявших статус ТСО. В частности, постановление правительства РФ № 1229 от 10 сентября 2024 года определило особый механизм для таких ситуаций. Локальные ТСО обязали заключить с СТСО так называемые ДОПИ - договоры о порядке использования имущества. ДОПИ описывает взаимодействие организаций по двум ключевым вопросам: порядку ликвидации аварийных ситуаций на чужом имуществе и порядку использования объектов при утере статуса ТСО. По закону срок, на который передаются права владения и пользования объектами, - не менее пяти лет.
В действительности же при реализации этого механизма в отрасли распространена практика "маневрирования". Скажем, используются любые возможности затягивания сроков- от некорректного предоставления информации о составе сетевого хозяйства до нарушения порядка заключения договоров. Подобные нарушения фиксируются в разных регионах, и "большая" Тюменская область не исключение.
В частности, в ответ на запрос о наличии ДОПИ системообразующая ТСО "Россети Тюмень" подтвердила, что подписанию таких договоров с упомянутыми ООО предшествовало длительное судебное урегулирование. При этом собеседники редакции отмечают, что "Дорстрой" и "Элеконт" вопреки предусмотренному договором порядку предпочли не передавать имущество после утери статуса и разорвали ДОПИ в одностороннем порядке. Предполагается, что их сети будут переданы на обслуживание тюменской СК "Восток".
Что же касается сургутского МУПа, то его директор Вячеслав Баранчук ответил на запрос редакции весьма уклончиво: кто в дальнейшем станет заниматься содержанием и обслуживанием электросетевого комплекса, должно быть определено до конца текущего года. Но собственником этого имущества является не предприятие, а муниципалитет. Следовательно, по закону местные власти обязаны безвозмездно передать свое сетевое хозяйство СТСО. Однако вместо этого районная Дума спешно приняла решение об акционировании предприятия. В ответ на вольную интерпретацию федерального законодательства суд наложил запрет на проведение регистрационных действий с имуществом МУПа, включая приватизацию муниципальной собственности.
По данному поводу отдельные СМИ, ссылаясь на неких "представителей профсообщества", заявили, что это "приближает муниципалитет к энергетическому кризису" и грозит резким ростом тарифа. На чем основаны панические выводы анонимных собеседников интернет-издания, неясно, но их ссылки на позицию федерального минэнерго точно не отвечают действительности.
В частности, на том же совещании в Совфеде Елена Медведева заявила, что "консолидация сетевого комплекса проводится не для того, чтобы муниципалитеты заработали на активах, за создание которых потребители ранее уже заплатили". Поэтому в нормативные акты и включена безвозмездная передача сетевого хозяйства из муниципальной и региональной собственности в СТСО с государственным участием. Однако некоторые местные чиновники считают, что эти активы должны выкупаться системообразующей организацией. Но источником средств для такого выкупа может служить только тариф, и получается, что потребителя вынуждают заплатить дважды, акцентировала представитель минэнерго.
- По обращениям СТСО в суды в регионах формируется практика, и на ее основе мы будем дорабатывать правила, чтобы электросетевое хозяйство находилось в более профессиональных руках, - подчеркнула Елена Медведева.
Справка
По данным РЭК Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО, на первое октября 2025 года на территории трех сибирских регионов критериям отнесения к ТСО отвечали 24 организации. С 2023-го по 2025 год количество ТСО в "большой" Тюменской области сократилось почти в два раза - на 22 единицы. Никаких сбоев в электроснабжении потребителей их уход с рынка не повлек.