
Эта афиша напоминает о "товариществе художников", объединенных дружбой, любовью к искусству и существованием "на полях" официального Союза художников. Владимир Немухин (1925-2016) был среди "движителей" этой выставочной жизни "на краю". Он и Лидия Мастеркова показывали свои абстракции в комнатке Оскара Рабина в Лианозово. Он участвовал в знаменитой "Бульдозерной" выставке 1974 года. А годом позже Немухин организовывал вернисаж в павильоне "Пчеловодство" на ВДНХ. Выставка на Малой Грузинской была одним из первых выходов "неофициальных" художников в выставочные залы столицы.
Тема "товарищества художников" была важна для Владимира Николаевича. И она важна для выставки. Этот сюжет, намеченный той афишей 1980 года, продолжается архивом фотографий Игоря Пальмина 1970-1980-х годов. Становится отдельным мощным разделом "В круге Лианозова 1950-1980-е", представляющим коллекцию живописи, переданную Немухиным в 2006 году в дар Третьяковской галерее при поддержке правительства Москвы. Сюжет закольцовывает документальный сериал "Немухинские монологи", снятый Александром Шаталовым в 2014 году ...
"Мы интуитивно выбирали из многоликой художественной среды себе подобных, то есть жаждущих обновления, духовной свободы, возможности личностного самовыражения. Но каждый шел своим путем. Это было типичное товарищество художников", - будет вспоминать Владимир Немухин.
Путь, который выбрал Немухин, в конце 1950-х выглядел очевидным после ошеломляющей американской выставки в Сокольниках. Тогда казалось, все дороги ведут к абстракции, освобождая кисть, эмоции, энергию живописи. Появление на этом фоне в его работах мотива карт, ломберных столиков, пасьянсов выглядело странным. Тут нет отсылок к литературе, опере иль сюжетным картинам XIX века. "Тройка, семерка, туз" тут не звучат предвестием рока. Правда, графика 1990-х проявляет на квадратах ломберных столиков супрематический космос Малевича с его диагоналями, крестами, любимыми контрастами черного, красного, белого... Плоскость зеленого или белого столика, увиденная сверху, выглядит идеальным местом для проекций архитектонов. Но Немухин-то пишет "Натюрморт с картами".
Помилуйте, что же тут, кажется, писать? Квадрат стола, геометрия и цвет карт - аскетичный выбор даже для последователя супрематистов. В 1988 году в натюрморте с картой, что легла на белый лист над волной коричневатой бумаги, зазвучит итальянская нота. Плавные линии словно намечают разрезы холста в духе Лучо Фонтана. Но разреза нет, а карта не обманка, а реальная вещь, превращающая рисунок в коллаж.
Вместо потусторонней реальности у Немухина - реальность вещи, рельефа, вторгающегося в пространство зала. Так, может, этот отказ от метафизики - в пользу повседневности? Но какая уж повседневность в коллажах "Валет-мишень", "Валет-гитарист" или "Валет Всеволод Мейерхольд (Бертучо)"? Немухин все же апеллирует к игре, но к театральной. Там, где в названии "валет" проступает значение "слуга". То ли Фигаро, то ли влюбленный - мишень острот.
Эти персонажи конструктивистского театра, конечно, напоминают и о безбашенных живописцах "Бубнового валета". Но ни их эпатажа, ни обращения к наивному искусству, ни социальной критики у Немухина нет. Он суживает поле игры, ограничивает себя плоскостью, рельефом, делает карту фирменным знаком. Он виртуозно работает с предметами, превращая старую доску с надписью "брутто" и разрезанную консервную банку с окурком то ли в барьер, то ли в береговую линию. В конце концов название-то работы - "Банки. Игра в карты на пляже". И ты не сразу замечаешь контур песочных часов на выбеленном квадрате, и под смятой крышкой - приклеенный квадратик холстины с черно-красным крестом.
Коллажи его очень мягко акцентируют многослойность. И натюрморт с калькой, кажется, лишь про полупрозрачность и нежность цвета. А "Композиция с картами и буквами" превращает карты в "блоки" забора. Лишь вольная стайка гласных парит, как "галочки" птиц.
Многослойная природа вещей, живущих в нескольких измерениях: карточного стола и картины, буквы и рисунка, абстракции и предмета, - важна для Немухина. Он не дает вещам превратиться в знак, ускользнуть в небеса метафизики. Но и не дает забыть, что за калькой видимого мира может быть иной слой.
Афиша
Выставка "Владимир Немухин. Игра в абстракцию" - в Новой Третьяковке до 9. 03.2026.