
Впору было бы говорить об обвале нефтегазовых доходов, но любая статистика, а тем более финансовая, не терпит поверхностного изучения. С учетом всех "но" этот год по уровню поступлений из отрасли нельзя назвать худшим с 2022 года. С более ранними периодами сравнивать смысла нет, поскольку тогда были совершенно другие макроэкономические условия, а на мировом рынке нефти и газа действовали совсем иные правила.
Перейдем к подробностям. Основные поступления в наш бюджет из отрасли идут с нефти, но с осени 2022 года по начало 2025 года для "Газпрома" была введена надбавка к налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - 50 млрд рублей ежемесячно, за сверхдоходы, образовавшиеся в результате высоких цен на газ в Европе. В этом году ее убрали, ведь о сверхдоходах компания уже забыла, а европейский рынок оказался почти потерян. В результате - минус 500 млрд рублей за 10 месяцев (в январе 2025 года платили за декабрь 2024 года, поэтому надбавка еще была). Именно на такую сумму в этом году сократился приход по НДПИ с газа. На этом про газ можно больше не вспоминать.
Второй нюанс - мировые цены на нефть. Они сильно просели. В среднем баррель Brent в 2022 году стоил 101 долл., в 2023 году - 83 долл., в 2024 году - 81 долл., а в 2025 году цена составит около 66-68 долл. Падение с 2022 года на 32-34%.
И, наконец, третье, возможно, самое важное - курс рубля. Как замечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, налоги начисляются за добытую нефть с учетом ее экспортной цены в долларах. Рубль в этом году изрядно укрепился. С учетом этого фактора уходящий год окажется не хуже 2023 года, а может, и лучше.
Действительно, если пересчитать нефтегазовые доходы в долларах по среднему курсу рубля за год, то получится, что 2023 год мы уже обогнали - 96 млрд против 94,3 млрд долл. за 11 месяцев. Относительно прошлого года есть снижение, но отнюдь не на 22,4%, а только на 14,1%, что с учетом снижения нефтяных цен абсолютно естественно.
Симонов также отмечает, что ноябрь был даже не самым плохим месяцем по нефтегазовым налогам в этом году. Меньше приходило в мае и июне. Но из-за санкций США против "Роснефти" и "Лукойла" к результатам ноября оказалось приковано пристальное внимание. Хотя налоги платятся за прошлый месяц, и сейчас мы узнали о выплатах за октябрь, который американские санкции почти не задели, уточняет эксперт.
Кроме того, помимо мировых цен на нефть стоит вспомнить о дисконте на российские экспортные сорта "черного золота". Средняя цена нашей нефти Urals в октябре прошлого года составляла 64,72 долл. за баррель. В этом году - 53,68 долл.
По словам руководителя департамента по работе с клиентами компании AMCH Даниила Тюня, после введения в октябре новых санкций США дисконт на российские сорта нефти стал быстро расти. В результате даже при сопоставимых физических объемах экспорта каждая тонна нефти приносила бюджету меньше выручки.
Но, как было уже сказано, октябрь санкции США задели лишь частично - последнюю треть месяца. А вот на выплатах в декабре за ноябрь они отразятся полностью. По данным минэкономразвития, цена Urals за ноябрь составила 44,87 долл. за баррель. В результате декабрь может оказаться самым худшим месяцем по нефтегазовым доходам в этом году. Минфин ожидает, что в декабре федеральный бюджет не дополучит 137,6 млрд рублей дополнительных нефтегазовых доходов относительно базового плана.
Как замечает Тюнь, ссылаясь на данные аналитиков, в первую неделю ноября экспортная валютная выручка российских компаний была на 15% ниже среднего недельного уровня октября - показатель, косвенно указывающий на просадку либо в объемах реализации, либо в экспортной цене.
Остается понять, что нам ждать в 2026 году - насколько задержатся мировые цены на нефть на низком уровне и как долго останется на максимуме дисконт на российские сорта?
По мнению аналитика ФГ "Финам" Николая Дудченко, в следующем году средняя цена Brent может опуститься в диапазон 63-65 долл. за баррель. Еще одним фактором риска остается открытое окно возможностей для усиления санкций со стороны США.
Тюнь считает, что решение ОПЕК+ заморозить рост добычи нефти на 2026 год на сегодняшнем уровне вселяет оптимизм. Поэтому резкого ухудшения ценовой конъюнктуры в конце года не ожидается. Но и существенный рост цен маловероятен - на рынке сохраняются ожидания переизбытка нефти в ближайшие месяцы.
Базовый сценарий российского правительства предполагает умеренный рост нефтегазовых доходов в 2026 годудо 8,92 трлн рублей. Прогноз основан на ожиданиях стабилизации цен на нефть и небольшого увеличения экспортных объемов.
Даже сохранение текущих цен может дать эффект низкой базы и чуть лучшую статистику, считает Тюнь. Кроме того, газовый сектор уже не понесет потерь от отмены сверхналогов - напротив, при стабильных поставках в Китай и восстановлении экспорта сжиженного природного газа (СПГ) доходы могут вырасти. При этом эксперт подчеркивает, что продолжение тенденции падения доходов от нефти и газа вполне возможно в первом полугодии, особенно если сохранятся или тем более ужесточатся геополитические ограничения на экспорт. Возможно, доля нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета в ближайшие годы снизится до рекордно низких 25%, допускает эксперт.
С точки зрения Симонова, все будет зависеть от мировых котировок и решения геополитических вопросов. Минфин, минэкономразвития и ЦБ ясно дали понять, что не собираются искусственно девальвировать рубль, а это означает, что с этой стороны увеличения нефтегазовых доходов ждать не приходится. При этом эксперт уверен, что ужесточать налоговые условия для нефтегазовых компаний правительство в следующем году не будет. Отрасль и так больше всех пострадала от санкций. К тому же допдоходы сейчас сосредоточены не в нефтяном, а в банковском секторе, замечает Симонов.
А вот эксперт по энергетике Кирилл Родионов считает, что в 2026 году на фоне падения цен на нефть может развернуться новый раунд переговоров между нефтяниками и минфином по поводу поддержки из бюджета нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Ведомство может в очередной раз предпринять попытку пересмотреть формулу их расчета.