Качество услуг в закупках повысят профессиональные судебные представители

Летом 2025 года Минюст России представил законопроект о профессионализации судебного представительства на базе адвокатуры, или, как его стали называть, об "адвокатской монополии". Это уже не первая попытка профессионализации судебного представительства, и сложно делать прогнозы относительно вероятности принятия законопроекта. Но что совершенно очевидно - возможность его принятия в том или ином виде нельзя исключать.

За последние 5-7 лет объем судебной работы в сфере закупок кратно увеличился. Если ранее услуги по "тендерному сопровождению" в основном включали в себя подготовку запросов, жалоб и заявок на участие в закупках, то сейчас эти услуги существенно менее востребованы, чем представительство в судах.

Мария Изварина: Объем судебной работы в сфере закупок кратно увеличился за последние 5-7 лет. Фото: ТА "Концепт"

В нашей практике это чаще всего такие категории споров, как взыскание оплаты с заказчиков по контрактам, признание незаконными решений ФАС России, обжалование результатов процедур закупок. Все подобные дела рассматриваются арбитражными судами и требуют обязательного образовательного ценза от представителя, которым может быть только лицо, имеющее юридическое образование. Соответственно, и "адвокатская монополия" в полной мере коснется юристов, работающих по таким делам.

К сожалению, сегодня рынок юридических услуг в области закупок перенасыщен "экспертами", размещающими свои анкеты на всем известных агрегаторах услуг. Цены на такие услуги, как правило, минимальны, а качество… полностью соответствует ценам. Многие из таких юристов не обладают не только портфолио с успешными кейсами, но даже элементарными данными об опыте и экспертизе, подтверждающими их квалификацию: отзывами, благодарностями и пр.

Безусловно, и возможности воздействия на юриста, оказавшего услуги некачественно, практически отсутствуют. Договор оказания услуг, если он заключался, редко предусматривает ответственность исполнителя, неявно указывая на его алеаторную природу (категория обязательств, исполнение которых зависит от неизвестных при заключении договора обстоятельств. - Прим. ред.), при которой все риски несет доверитель.

На мой взгляд, "адвокатская монополия" может помочь решить эту проблему. Во-первых, необходимость сдачи квалификационного экзамена является хоть и не безусловной, но все же гарантией хотя бы минимального уровня знаний юриста в области права.

Сегодня рынок юридических услуг в области закупок перенасыщен "экспертами", размещающими свои анкеты на всем известных агрегаторах

Во-вторых, обязательная регистрация и, соответственно, заключение соглашения об оказании юридической помощи в документации адвокатского образования также должны сами по себе дисциплинировать.

И в-третьих, возможность привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности - вплоть до прекращения статуса - станет действенной мерой, стимулирующей качественное оказание юридической помощи.

Безусловно, все это не будет панацеей и не избавит рынок от недобросовестных юристов, как не избавило от них адвокатскую корпорацию на данный момент. Однако представляется, что профессионализация представительства в сфере закупок имеет больше плюсов, чем минусов.

Право