
Перед членами жюри республиканского конкурса современной хореографии, которое возглавлял народный артист Беларуси балетный репетитор Национального академического Большого театра оперы и балета Константин Кузнецов, стояла сложная задача. Из 29 заявленных произведений для финального показа отобрали 12 - все достойны победы.
Первую премию взял витебский коллектив за работу "Жылi... Былi..." Театра-студии современной хореографии Центра культуры "Витебск". Спектакль, уходящий корнями в белорусский фольклор, покорил не только оригинальной формой.
- Это поиск того самого белорусского культурного кода. Мы искали его не на страницах книг, а в собственной памяти: в обрывках когда-то услышанных песен, в глубинных слоях сознания, в народной культуре, - поделилась хореограф-постановщик Диана Юрченко.
Среди всех наград IFMC особое место занимает премия имени Евгения Панфилова "Лучшему хореографу". Ее жюри присудило Марии Исаковой из Гомеля за миниатюру "Род". Как призналась хореограф, эта работа стала для нее и благодарностью своему роду, и личным высказыванием о современном мире, где ценность материнства и связь с родом стали менее трепетными.
Республиканский конкурс в рамках IFMC, прежде чередовавшийся с международным, больше проводиться не будет.
- Со следующего года конкурс будет исключительно международный. Белорусские хореографы достигли такого профессионального уровня, что соревнование друг с другом перестало быть для них актуальным, объявила бессменный директор фестиваля, заместитель генерального директора по специальным проектам Центра культуры "Витебск" Марина Романовская
Юбилей хореографа-новатора Евгения Панфилова (1955-2002) стал центральной темой фестиваля. Работала фотовыставка, посвященная 70-летию мастера, прошли лекция-исследование "Евгений Панфилов. Опережая время", круглый стол с лауреатами премии его имени и презентация книги о нем.
Главным событием стал вечер-посвящение, где театр "Балет Евгения Панфилова" из Перми и лауреаты его премии из Минска, Гомеля и Витебска представили фрагменты его легендарных постановок, поделились личными историями, связанными с Евгением Алексеевичем.
- Свет Евгения Панфилова, словно прожектор, пронесся над миром танца, и мы до сих пор живем в этом сиянии, - сказала директор фестиваля Марина Романовская.
- Современный танец обычно исчезает после сезона, но хореография Евгения Панфилова продолжает жить и сегодня, отметила музыкальный и театральный критик, член экспертных советов и жюри Национальной театральной премии "Золотая маска" Лариса Барыкина.
За 36 фестивальных лет в Витебске выросли виртуозные артисты, сформировалась искушенная публика. Как отметил худрук театра "Балет Евгения Панфилова" Алексей Расторгуев, современный танец не знает рамок, что делает IFMC идеальной площадкой для экспериментов. Ярким примером стал его одноактный балет "Кукла" - размышление об искусственном интеллекте и будущем человечества.
Белорусский государственный молодежный театр из Минска удивил хореографическим спектаклем Кирилла Балтрукова "Шинель. Гоголь", где классический сюжет заиграл новыми красками.
Запомнится зрителям и моноспектакль Владислава Костюченко One Man Ball, в котором объединились виртуозное владение футбольным мячом, актерское мастерство и танец. Эксперименты продолжились на вечере "Две Марии", где солистки из Перми и Рима - Мария Тихонова и Мария Коссу - показали моноспектакли, исследующие внутренний мир современной женщины.