
Важный для каждого из нас (а у кого в записной книжке нет потерянных людей?) проект закона, в котором прописаны все эти новации, рассмотрела правительственная комиссия по законопроектной деятельности. Инициатива меняет правила предоставления адресно-справочной информации. Теоретически и сегодня любой гражданин может прийти в МВД и спросить: мол, не видели ли вы такого-то человека? А если видели, то дайте адрес, пойду навещу его. И в большинстве случаев заветный адресок у полиции есть.
Только сотрудник чаще всего может лишь сочувственно вздохнуть, а адрес не даст. Потому что персональные данные у нас строго защищены. Кому попало не даются. Даже если кто попало - это вы и вас тот человек тоже был бы рад увидеть.
Как сказано в пояснительной записке, в 2023 году в органы МВД поступило более 250 тысяч заявлений от граждан, которые просили дать чьи-то адреса. Но получить информацию смогли лишь 2,5 процента обратившихся. В остальных случаях было отказано, так как у МВД не было согласия от тех, кого ищут, на предоставление персональных данных.
В 2024 году отказ в выдаче справки с адресом получили 2 процента обратившихся. За шесть месяцев этого года в МВД обратились с такой же безнадежной просьбой 47,5 тысячи человек. Как видим, проблема есть: люди ищут друг друга и не находят.
Как рассказал "РГ" председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, законопроект совершенствует порядок предоставления персональных данных гражданина, хранящихся в информационной системе Министерства внутренних дел РФ.
"В понятийный аппарат федерального закона вводятся термины "адресно-справочная информация" и "адресно-справочная работа", которые четко определяют состав персональных данных граждан в системе МВД и цели их получения", - поделился Владимир Груздев.
Но это не просто технические процедуры. Существенные изменения вносятся в порядок предоставления государственной услуги по поиску гражданина и установлению с ним контакта по запросу физических или юридических лиц.
"Новый порядок обязывает получать согласие того лица, в отношении которого запрашивается информация, - рассказывает Владимир Груздев. - Это согласие может быть оформлено через почтовое отправление либо, если запрос подан через "Госуслуги", получается в электронной форме".
Владимир Груздев подчеркнул, что конечная цель предлагаемых изменений - как ускорение предоставления указанной государственной услуги, так и усиление защиты персональных данных граждан.
Предполагается, что на практике система будет работать так: любой гражданин сможет обратиться в МВД, в том числе через портал "Госуслуги", с просьбой послать весточку конкретному человека. Мол, ищу Иванова Ивана Ивановича, окончившего тридцать лет назад вуз в Саранске. Перед выпуском я занял у него тридцатку и так и не вернул. Прошу передать ему мои контакты, готов с ним встретиться и погасить долги. И вообще, был бы рад увидеться. Или - гражданка узнала, что у нее есть троюродные племянники в Рыбинске, адреса не знает, но очень хочет их повидать.
В свою очередь, МВД свяжется с Иваном Ивановичем и передаст сообщение: мол, вас ищет такой-то, не хотите ли откликнуться? Вот его контакты. А Иванов Иван Иванович и любой другой, оказавшийся на его месте, будут сами решать, откликнуться или промолчать. То же - и с племянниками из Рыбинска.
Разработчики проекта подчеркивают: инициатива имеет высокую социальную значимость. Зачастую для людей это единственная возможность получить необходимую информацию, чтобы найти потерянных друзей или родственников, восстановить с ними связь.
В конце ноября правительство внесло в Госдуму законопроект о единой цифровой платформе России под названием "ГосТех".
Член Совета по правам человека при президенте РФ, генеральный директор АНО "Белый Интернет" Элина Сидоренко заявила, что многофункциональный цифровой сервис должен будет развить тот успех, который сегодня уже задали "Госуслуги".
"Лично для меня единая цифровая платформа - это как некое продолжение, второе поколение интернет-портала "Госуслуги", - сказала она. - А ведь, согласитесь, "Госуслуги" нас удивляли. В 2009 году они были запущены. Много скепсиса было, недоверия, но вот прошло 15 лет. И если ранее на портале было 12 государственных сервисов, то сегодня - уже 1600. Мы не мыслим без него свою жизнь, для нас это синоним быстроты, оперативности и безопасности".
По ее мнению, предлагается "не просто платформа - это цифровой хаб, где мы можем сразу одновременно получать огромное количество сервисов". Глава "Белого Интернета" обратила внимание на важность этой платформы в части "адресного реагирования на запросы социально незащищенных категорий граждан".