Напомним фабулу: главы Сбербанка, ВТБ, Альфа-банка, Т-банка и Совкомбанка написали письма в ЦБ, правительство, Госдуму, Совфед и администрацию президента. По их мнению, требуются дополнительные регуляторные меры в отношении цифровых торговых платформ, т.к. связанные с ними банки получили преимущества по сравнению с традиционными банками.
При оплате картой дочернего банка маркетплейс дает значительную скидку. При оплате картами других банков - плати без скидки. Услугу не навязывают. Но манят и будто подталкивают к оформлению карт, расплатиться которыми можно только на одной торговой площадке.
Татьяна Ким в ответ обратилась к ЦБ, правительству и Федеральному собранию с открытым письмом. Она подчеркнула, что "сейчас банки маркетплейсов легально работают на этом высококонкурентном рынке, создавая новые продукты для покупателей и продавцов". "Разве не следует их поддерживать в этом?", - задается вопросом Татьяна Ким.
И это так, если не придираться к слову "высококонкурентном" (ФАС оценила совместную долю Wildberries и Ozon более чем в 80% рынка): действующие законы даже дают маркетплейсам шанс легально (!) не платить часть налогов - касаемо товаров из-за рубежа, основным поставщиком которых является Китай.
А что думают селлеры - продавцы, которым маркетплейсы, как обычные рынки, предоставляют торговые места? Одними из первых выступили предприниматели из Иванова, разместившие видеообращение к Татьяне Ким на Telegram-канале Creative wave - команды аналитиков, которая уже более 10 лет помогает продвижению и развитию различного бизнеса на маркетплейсах. Говорят они вот что:
"Татьяна Владимировна, обращаемся к Вам от лица всего Ивановского легпрома и, вероятно, от лица всех отечественных продавцов и производителей. Мы считаем, что условия, созданные руководством ВБ (вероятно, имеется ввиду Wildberries. - Прим. ред.) между отечественными продавцами и китайскими, НЕ КОНКУРЕНТНЫ, поскольку комиссии и требования к инвестициям отличаются существенно и далеко не в нашу пользу, несмотря на наличие вашей программы поддержки легкой промышленности "Платформа роста".
Предприниматели утверждают, что действующая финансовая модель продавца становится неприбыльной с учетом текущих условий площадки и новых федеральных налоговых требований. Подобные слова можно адресовать многим цифровым платформам.
Ситуацию на пальцах в беседе с "Бизнес ФМ" объяснил Андрей Лошкарев, председатель совета директоров и управляющий компании Cosmotex, производящей одежду в Ивановской области. По оценкам компании, расходы на любую цифровую платформу составляют около 55% от суммы продаж на этой площадке. И это без учета затрат на оплату труда менеджеров, бухгалтеров, дизайнеров и т.д.
"Возьмем за 100% сумму, на которую мы продали товары в маркетплейсе, - объясняет Лошкарев. - Далее мы начинаем из этой суммы вычислять расходы. Комиссия маркетплейса составляет примерно 30%. Дальше есть такая статья расходов, как логистика".
По его словам, расходы на логистику очень выросли за последнее время и составляют до 20% от суммы реализованного товара. Плюс стоимость хранения товара, удержания за внутреннее продвижение на площадке и штрафы, тоже, видимо, от маркетплейсов.
А еще проблема возвратов: пару лет назад средний клиент заказывал, скажем, две куртки в двух размерах, т.к. виртуально ее не примеришь. Сейчас он заказывает четыре куртки, в двух размерах и в двух цветах, а после примерки покупает одну. Три оставшиеся куртки выпадают из оборота и 3-4 недели "катаются" туда-сюда по стране, за счет продавца.
По словам Лошкарева, чтобы "выйти в ноль" в нынешних условиях, его компания должна повысить цены на 20-30%, но это ее убьет. Потому что рядом на тех же маркетплейсах продаются дешевые куртки китайских производителей. Они получают преференции у себя на родине. Да еще и нашим маркетплейсам платят комиссии гораздо ниже тех, которые эти же площадки выставляют отечественным производителям и селлерам, отмечает эксперт.
"Скажите, пожалуйста, почему вы допускаете притеснения отечественных производителей иностранными компаниями на нашей территории? - в лоб спрашивают ивановцы Татьяну Ким, то ли как основательницу маркетплейса, то ли как председателя комитета по цифровым платформам "Деловой России". - Мы призываем играть честно, ставя во главу угла интересы нашей страны, наших людей и нашего общего блага… Сейчас настало время обеспечить поддержку и лояльность нашим соотечественникам, а не зарубежным бизнесменам. Мы настаиваем на этом решительно и убедительно".
Голос селлеров должен быть услышан и принят во внимание. Ну а пока вопрос обсудили в Госдуме. Там состоялось заседание рабочей группы в рамках Экспертного совета по развитию платформенной экономики. В диалоге участвовали представители органов государственной власти, крупнейших банков, платформ и экспертного сообщества.
Особое внимание они уделили поиску баланса интересов между банками, платформами и потребителями в сфере цифровых скидок и банковских решений. По итогам заседания был предложен компромиссный вариант - допуск сторонних банков к системе скидок на коммерческой основе. По такой системе уже работают платформы "Яндекса", такой подход внедрил Ozon, отметил первый зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко.
Представители банков на заседании выразили обеспокоенность тем, что действующие на маркетплейсах механизмы могут быть проявлением недобросовестной конкуренции. Эту позицию разделяет глава Банка России Эльвира Набиуллина. Она направила письмо в Минэкономразвития РФ и предложила ограничить возможность маркетплейсов менять цены в зависимости от способа оплаты. А также запретить им продавать финансовые продукты своих дочерних банков. По мнению Набиуллиной, скидки маркетплейсов, которые предоставляют собственные банки этих площадок, создают не вполне честные условия конкуренции.
Глава ВТБ Андрей Костин в недавнем интервью также заявил, что в решении данного вопроса потребуются регуляторные меры. "Я думаю, вполне можно отработать по линии Центрального банка", - сказал Костин, подчеркнув, что в России маркетплейсам разрешено иметь собственные банки, в отличие от Китая и США, где платформы сильно ограничены.
"Но я спокойно отношусь к нашим коллегам, единственный принцип - должен быть равный подход. А так, пусть развиваются, никто не против скидок, все любят кешбэки и скидки", - акцентирует глава ВТБ.
Дискуссия выходит на финишную прямую. Итоговый протокол прошедшего заседания будет направлен председателю Госдумы Вячеславу Володину и в Межведомственную рабочую группу под руководством замруководителя администрации президента Максима Орешкина, сообщили в пресс-службе Госдумы.
А рабочая группа продолжит работу с заинтересованными сторонами для справедливого развития рынка цифровых платформ и банковских услуг. С точки зрения закона - правила не должны никого ущемлять, с точки зрения логики - решение должно быть компромиссным.
Бизнес тоже в деле, о чем и говорит письмо Ивановского легпрома, это первая ласточка, и обращение касается всего производственного бизнеса страны. В интересах же маркетплейсов сделать все, чтобы покупателю было удобно и выгодно покупать, не вставая с дивана. И пока это работает. Но законы экономики устроены так, что рано или поздно оплачивать этот праздник комфорта и выгоды будет просто некому, предупреждает Андрей Лошкарев.