
Когда оставшиеся без родителей дети достигают совершеннолетия, государство обеспечивает их жильем. К сожалению, на местах мы часто видим крайне наплевательское отношение и к российским законам, и к сиротам. К Бастрыкину обратились несколько молодых людей, которые получили квартиры, мало пригодные для жизни. Речь о двух трехэтажках на улице Авиационной. Там разместили 11 семей - всего 25 человек.
Заселились в них сироты три года назад, но уже тогда эти здания начали разваливаться. Жильцы показали корреспонденту "РГ" многочисленные трещины и плесень по углам. Помещения невозможно толком прогреть, поэтому там сыро.
Застройщик забыл об инфраструктуре. Дороги возле домов нет. Сейчас как раз такая погода, что дети ходят гулять в резиновых сапогах. Иногда возвращаются без обуви - не хватает сил выдернуть из раскисшей глины. Положить асфальт и обустроить игровую площадку людям пообещали еще в 2022 году. Мы знаем, сколько лет ждут обещанного. Но уже и этот срок истек.
По словам сирот, они столкнулись еще и с завышенными коммунальными платежами. Так как к системе отопления здания запамятовали подключить, людям приходится обогреваться электроприборами. Зимой за свет им выставляют по десять-двенадцать тысяч рублей в месяц. А в этом году стали приходить квитанции за социальный наем - от 2600 до трех тысяч рублей. Дело в том, что предоставляемое государством жилье получатели могут приватизировать только через пять лет. Пока они считаются не собственниками, а квартиросъемщиками.
С жильцами уже встретились следователи из Камышина. Пожурили: что ж вы сразу в Москву жалуетесь! Но заявители уже прошли курс бодрящей переписки с различными местными структурами.
- Я слышала, как молодому следователю какая-то женщина по телефону дала указание: "Угомоните их". Они хотят замять дело, - сказала нашему изданию жительница Петрова Вала Дарья Потехина. - Эту квартиру я получила в конце 2022 года. Мне, как и другим ребятам, просто прислали ее фото на электронную почту. Я не хотела брать, не посмотрев своими глазами. Но на нас надавили: "Если не хотите брать, то есть люди, которые готовы заселиться туда хоть сейчас". Испугались, что останемся ни с чем, и подписали согласие. Нам отдали ключи, мы приехали в эти дома и увидели, что там нет отопления.
Весной была жилищная комиссия, проверила уровень влажности, замерила вибрацию - когда по близлежащей железной дороге проходит поезд, дома трясутся. Но последствий от проверки не было.
Чего хотят добиться горожане? В идеале - получить сертификаты, чтобы можно было приобрести квартиры, пригодные для жизни.
После возбуждения дела сиротам пообещали, что с ними встретятся представители городской администрации. Но никто до молодых людей так и не дошел. К сожалению, корреспонденту "РГ" не удалось застать на рабочем месте ни главу города Инну Друзину, ни ее заместителя. Впрочем, это не удивительно. Как только происходит какой-то скандал, до чиновников не дозвонишься. Хотя мы готовы предоставить им ответное слово.
"Не знаем, планируется ли встреча с жильцами на Авиационной", - ответили в приемной.
К нынешнему руководству Камышинского района претензии предъявлять трудно. Глава администрации Елена Береговая приступила к выполнению обязанностей через день после возбуждения этого дела. Но очень надеемся, что она обратит внимание на ситуацию, тем более что с 2016 по 2021 год Береговая была главой городского поселения Петров Вал. Кроме того, ожидаем, что в центральном аппарате СК не дадут спустить дело на тормозах.
- Следы плесени на стенах и напольном покрытии свидетельствуют о возможных нарушениях при строительстве. В частности, об отсутствии воздушной тяги. Дефекты проявились в процессе эксплуатации и относятся к категории скрытых, но при должном строительном надзоре или при приемке помещения они могли быть выявлены заказчиком - уполномоченным органом власти или местного самоуправления! Застройщик сам по гарантии должен устранять дефекты, - заявил председатель правления Объединения по защите прав детей-сирот Эльдар Физиев. - Если невозможно устранить причины, из-за которых снова появляется грибок, необходимо собрать комиссию и признать помещения непригодными для постоянного проживания. Надо провести следственную экспертизу и выяснить, соблюдались ли технические нормы и правила при проектировании и строительстве зданий.