
За кадром
За кадром
Наши родители с умилением вспоминали индийские фильмы "Бродяга" и "Господин 420" с Раджем Капуром, эти картины с триумфом шли на экранах разных стран. У более молодого поколения в памяти остались герои "Танцора диско", ленты "Зита и Гита". На российском ТВ недавно показывали блокбастер RRR, песня из которого два года назад получила премию "Оскар". Боевик под названием "Патхан" собрал в нашем прокате более шестнадцати миллионов рублей.
Критики утверждают, что лучшие образцы индийского кино близки и понятны российскому зрителю, в них знакомые нам мотивы: верность и предательство, добро и зло, борьба за светлые идеалы, торжество семейных ценностей.
Готовя свою поездку по Индии, мы, разумеется, вписали в план посещение болливудской студии.

Но вот беда: Болливуд вроде бы есть, а на самом деле его нет. В Лос-Анджелесе ты можешь сказать таксисту: "Вези меня в Голливуд". И он тебя доставит в то место, где существуют всемирно известные студии, где живут звезды, а вот в Мумбаи такой номер не пройдет. Потому что индийское кино снимают на множестве разных площадок, расположенных в разных концах города, а точнее - в разных городах и штатах.
Но кто ищет, тот всегда найдет. Интервью с режиссером и продюсером Сарфаразом Аламом началось у него в квартире-офисе, а завершить разговор он предложил на съемочных площадках студии "Фильм Сити". Кстати, там он пообещал нам сюрприз.
Когда за деревьями не видно леса
Студия эта находится на самой окраине мегаполиса, прямо у начала джунглей. При въезде - шлагбаум с охраной: придирчиво выясняют, кто, куда, зачем, почему. Потом мы довольно долго едем по разбитым и пыльным дорогам через какие-то пустыри, иногда на обочинах встречаются натуральные свалки: обломки старых декораций, всякий выброшенный за ненадобностью реквизит и другой киношный хлам. Невольно вспоминаются строки Анны Ахматовой: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда". Трудно было поверить, что именно тут, по соседству с этими свалками, рождаются шедевры индийского кинематографа.

Съемочная площадка, куда наконец мы добрались, находилась на склоне холма. Там были сооружены картонные декорации старой Калькутты - розовые дома, улочки, мостовые, все выглядело очень натурально. Поскольку царила 30-градусная жара, то внутрь по толстым трубам подавался прохладный воздух.
Рядом с картонными постройками стояли настоящая пушка образца начала прошлого века и такой же древний самолет - они тоже задействованы в съемках.
Сарфараз объяснил, что здесь компания "Эми Интертеймент" делает сериал под названием "Революционеры". В центре сюжета так называемая амритсарская бойня, которая случилась в апреле 1919 года, когда британские колониальные войска открыли стрельбу по демонстрантам в штате Пенджаб и были убиты сотни мирных жителей.
Метрах в трехстах ниже на дороге стояли трейлеры. В одном из них нас поджидал тот самый сюрприз, о котором говорил Сарфараз. Там спасались от зноя три наших соотечественника - постановщик трюков Сергей Головкин и два его каскадера Денис и Максим. Они тоже снимаются в "Революционерах", играют роли английских солдат. Головкин - один из самых титулованных людей в его профессии, он был каскадером и постановщиком трюков в трех сотнях разных фильмов. И в Индии, как выяснилось, уже снимался и даже удостоен за трюки высокой киношной награды.

- Сейчас - ничего сложного, - пояснил он. - Скачки на лошадях, драки… Особенность здешнего кинопроцесса состоит в том, что индийцы часто меняют план съемок и не работают в плохую погоду, что значительно затягивает дело. А в остальном все как везде. Да, есть и еще одна трудность: далеко не все местные знают английский, хотя он наряду с хинди и является одним из двух официальных языков. Вот сейчас приходил костюмер, и мы с большим трудом его поняли.
Еще нам показали павильон, где снимается нескончаемый телесериал под названием "Свекровь тоже была когда-то невесткой". Уже выпустили более 1400 серий, на телеэкранах эта семейная сага без перерыва демонстрируется в течение восьми лет.
Студия, на которой мы были, - не самая крупная, это, скорее, просто охраняемая территория, которую хозяева сдают в аренду для разных съемок. Но есть в Мумбаи и другие кинофабрики - с большими павильонами, оснащенные самым современным оборудованием. А считается Мумбаи главным городом Болливуда потому, что именно здесь производят 60 процентов всех художественных фильмов, сериалов и рекламных роликов.
Он строит мост
Сарфараз Алам в 2002 году закончил медицинский факультет Российского университета дружбы народов. Во время учебы увлекся КВН, участвовал в университетской команде, пел песни на русском. Вспоминает: "Масляков нас любил". Вернувшись домой, пошел работать в больницу.
- Но быстро понял, что это не мое, - говорит он. - Решил попробовать себя в сфере шоу-бизнеса или в музыкальном мире, чем сильно огорчил родителей, которые хотели видеть меня врачом.
Сарфараз уехал в Гоа, там стал первым русским гидом в ту пору, когда наши туристы валом поехали на этот курорт. Помогал организовывать чартеры из России. Немного заработав, направился в Нью-Йорк, поступил учиться в киноакадемию, за один год освоил курс режиссуры и продюсирования. Вернулся с дипломом. Но пробиться в мире кино тяжело, это везде так - что в Калифорнии, что в Мумбаи.
Тогда Сарфараз решил использовать свой плюс - знание русского языка. Он стал предлагать индийским режиссерам и продюсерам Россию как площадку для съемок фильмов. Все началось с картины, где по сценарию часть действия происходила в Лондоне, но этот город для съемок продюсеру показался очень дорогим. Сарфараз предложил британскую столицу снять в Санкт-Петербурге. Вначале коллеги удивились, но затем, ознакомившись с конкретной натурой, пошли навстречу. Его наняли как линейного продюсера и как актера. Снимали лондонскую натуру у Витебского вокзала, у старой питерской почты.
- Когда фильм вышел на экраны, то даже британцы не заподозрили подвоха, настолько чисто все было сделано. С тех пор наши киношники убедились в том, что снимать у вас значительно выгоднее.

Затем я стал инициатором Недели индийского кино в России и Недели российского кино в Индии. Губернатор Ханты-Мансийского округа Наталья Комарова пригласила меня быть спикером кинофестиваля "Дух Огня". Там же, в Сибири, мы сняли ряд сцен индийского фильма "Снежный цветок".
У вас для того, чтобы сделать кино, есть все: снег, дождь, горы, степи, пустыни, реки, леса, есть современные павильоны и студии, есть профессионалы высочайшего класса. Так почему же нам не объединить усилия к совместной выгоде?
- Собственно говоря, последние годы я этим и занимаюсь - строю мост между киноиндустрией России и Болливудом, - эту фразу он попросил обязательно оставить в тексте интервью.
Там же, в Ханты-Мансийске, Сарфараз встретил продюсера Екатерину Филиппову, которая предложила сделать совместный фильм под названием "Жемчуг". И они его сняли, в ленте заняты наши популярные актеры: Светлана Ходченкова, Евгений Цыганов, Ирина Пегова. Часть съемок проходила внутри знаменитой усыпальницы Тадж-Махал, а часть - в Москве и Сибири. Премьера картины намечена на март будущего года. Кстати, это первый в истории официальный совместный российско-индийский проект в области кинематографии.
Теперь индийский продюсер обсуждает с российскими коллегами возможность реализации второго проекта - фильма под названием "Смеш". Это спортивная драма, там главная героиня, чемпионка по бадминтону, едет в Индию на крупный турнир - и… Впрочем, он не стал раскрывать всех деталей увлекательного сюжета, пообещав нам, что фильм у них обязательно получится.
Еще Сарфараз с гордостью поведал, что написанный им сценарий фильма "Корова" выиграл грант нашего министерства культуры, это, кстати, случилось впервые, и в следующем году начнется совместное производство картины.
…Затем мы стали расспрашивать нашего нового друга о тайнах индийской киноиндустрии. Он сказал, что в среднем на производство фильма здесь уходит полгода. Все примерно так, как у американцев в Голливуде: технологично, организованно, четко. Бывает, что и за три месяца управляются.
В стране десять тысяч кинотеатров и тридцать тысяч экранов, но сейчас, как и во всем мире, число этих площадок по понятным причинам сокращается. Ежедневно фильмы в индийских кинотеатрах смотрят 11 миллионов человек.
Вспомнив Раджа Капура, мы поинтересовались: а кто сейчас звезда номер один в Индии?
- Шахрук Кхан, он актер, продюсер и телеведущий. Мусульманин. Снялся в сотне фильмов, получил множество самых высших наград. Причем это тот самый случай, когда человек пробился на вершину славы сам, без всяких протекций, исключительно благодаря своему таланту. Сегодня он самый богатый актер в мире, его состояние в 2,4 миллиарда долларов гораздо выше, чем у признанных голливудских звезд. Вы упомянули Раджа Капура. Его у нас тоже чтят. Но теперь на лавры кинозвезды номер один претендует его внук Ранбир Капур - из молодых актеров он, безусловно, самый лучший.

- Знают ли в Индии российское кино?
- К сожалению, почти не знают. Ваши картины у нас не выходят. Когда был СССР, то существовал "Совэкспортфильм" и что-то проникало на экраны индийских городов, однако сейчас этого нет.
При этом наш собеседник уверен, что начавшееся в последние годы сближение Индии и России во многих сферах неминуемо коснется и кинематографа. Во всяком случае, он сам будет продолжать "строить мост".
Другой местный продюсер Шил Кумар, тоже хорошо знакомый с Россией и российским кино, в разговоре с нами сказал, что совместный проект может иметь стопроцентный успех, если будет выпущен ремейк старого и любимого в России индийского фильма. И наоборот - ремейк лучшего советского фильма в Индии также станет успешным. Правда, оговорился при этом Шил Кумар, наше сотрудничество связано с известными рисками, так как американские "Амазон" и "Нетфликс" могут ввести санкции против Болливуда. Но если российские стриминговые платформы - "Кинопоиск", ОККО, STAR и другие - появятся в Индии, то они могут стать альтернативой и будут мотивировать индийские кинокомпании к партнерским отношениям с Россией.
Почти "мыльная опера"
Следующим человеком, который помог нам ближе познакомиться с жизнью индийской киноиндустрии, оказался наш соотечественник по имени Андрей Кощеев. В узких кругах он знаменит тем, что женился на местной кинозвезде, ее зовут Шрия Саран. Это во всех отношениях необычная история. В Индии много смешанных браков, но в 999 случаях из тысячи местные мужчины женятся на иностранках, например на россиянках. А вот чтобы индийская женщина стала женой русского… Такого тут никто припомнить не мог. Возможно, Андрей стал первооткрывателем, сломал стереотип.
Ему сорок лет. Родился и вырос в Екатеринбурге, там же закончил факультет международных отношений Уральского университета. Занимался бизнесом, был владельцем сети магазинов. Поднялся. Продал компанию и стал путешествовать по миру. Увлекся дайвингом. На Мальдивах они и познакомились.
- Это случилось в 2017 году, а встретились мы буквально под водой: сначала оба оказались в одной лодке, которая шла к месту погружения, потом вместе осматривали коралловый риф.

Андрей говорит, что любовь вспыхнула взаимно и чуть ли с первого взгляда. На следующий день - вернее, это было ночью, - произошло происшествие, которое сразу сблизило их: Шрия ушла с лодки в воду, стараясь в свете прожектора поближе подплыть к китовой акуле, но там было сильное течение, которое быстро тащило ее в открытое море. На беду, она забыла надеть ласты, а без них с течением не справиться. Камилла, инструктор, с ехидцей посмотрела на Андрея: "Мне помочь или ты пойдешь?". Она уже догадывалась о его чувствах. "Конечно, я сам".
Он сдал обратный билет в Москву и отправился с Шрией в Мумбаи. Уже знал, что она актриса, но не представлял степень ее популярности - это случилось позже. Шрия ему просто сказала: "Меня в Индии знают".
Спустя год, когда вместе были на дайвинге в Папуа - Новой Гвинее, он сделал ей предложение.
С семнадцати лет Шрия стала сниматься в кино, на ее счету более семидесяти ролей. Настоящая звезда, которую знает любой индиец. На улице ей невозможно появиться без охраны - сразу окружают толпы поклонников. Особенно на юге, где киноактеров просто обожествляют.
- Но она никогда не вела себя как звезда, - уверяет Андрей. - И другие ее коллеги - очень располагающие к себе, не надутые. Конечно, я их не видел в бизнесе, и возможно, когда речь идет о конкуренции за получение роли, там не все просто, но в обычной жизни это нормальные люди, я среди них никогда не ощущал никакого дискомфорта
- А вы кто при звездной супруге? Просто муж?
- Вместе с индийским партнером я основал здесь инжиниринговую компанию, будем привозить из России современные технологии, это поле непаханое.
- То есть, простите за не очень корректный вопрос, вы не существуете за счет своей богатой жены?
- Ни в коем случае. Скорее всего, сейчас наши доходы сопоставимы. Хотя в семье не принято говорить о том, кто сколько зарабатывает. Нам хватает на то, чтобы содержать квартиру в Мумбаи и большой загородный дом.
- Как коллеги Шрии отнеслись к ее выбору?
- В этой среде такие межнациональные браки не редкость. И еще надо иметь в виду, что русских в Индии очень любят. А в Мумбаи - особенно. Здесь нас, которые из России, немного, - может быть, человек сто пятьдесят, не больше. В основном - жены индийцев. Мы все друг друга знаем. Ее друзья отреагировали позитивно. Повторю: для них Россия - не просто одно из государств, а именно братская страна. Я, помню, смотрел результаты одного опроса, там Индия в графе стран, поддерживающих Россию, занимает первое место.
- Так все же что такое Болливуд? Ваша формула?
- Это не локация, а понятие. Это актеры, которые снимаются на языке хинди. Кстати, Шрия может сниматься на разных местных языках. Хинди, тамильский, телугу… В последние годы фильмы на языке телугу стали собирать в прокате денег больше, чем картины на хинди. Единственный местный фильм, получивший два года назад "Оскар", сделан на языке телугу, он называется RRR. Можно перевести так: "Рядом ревет революция". Премию дали за лучшую оригинальную песню. У Шрии там тоже есть роль. Это самый дорогой фильм в истории Болливуда, его бюджет составил 69 миллионов долларов. Сейчас она занята в съемках третьей части культового фильма, по-английски он называется PRISHYAM, это семейная драма и триллер. И это тот редкий случай, когда вторая часть собрала больше денег, чем первая. В следующем году заключительная часть выйдет на экраны.
В Мумбаи кино почти не производят, это дорого и хлопотно. Девяносто процентов фильмов снимают на выезде или в студиях за пределами города. Кстати, и в Голливуде тоже уже почти не делают кино, там, как и здесь, дорого и хлопотно. Все изменилось.
- Скажите, Андрей, трудно ли быть мужем звезды?
- Интересно! Конечно, приходится считаться со статусом своей половины, мириться с тем, что она передвигается по городу в сопровождении охраны.
- Вы можете покритиковать работу своей жены? Например, если что-то вам не понравилось в ее исполнении?
- Во-первых, я должен вам сказать, что мы с Индией гораздо ближе, чем мы с Европой, я могу это сравнить, поскольку два года жил в Испании. Но есть и отличия. Вот вы спросили про критику. Мы обычно если делаем замечание, то прямолинейно, глядя в глаза. Это считается нормой. А здесь наоборот: если ты что-то критикуешь открыто, то, значит, проявляешь неуважение к собеседнику. Здесь надо высказывать свое несогласие очень аккуратно, завуалированно, иносказательно. Уйти от прямой конфронтации. Например, если я хочу сказать жене, что мне в ее словах или поступках что-то не нравится, то лучше всего просто поменять тему разговора.
И вообще, критиковать жену опасно для здоровья. Уж коли выбрал себе спутницу жизни, то и иди с ней рядом без всяких придирок.
- Шрия была в России?
- Много раз. Она очень любит нашу страну. Выступала и в Зарядье, и недавно на Дягилевском фестивале. Всегда очень жалеет о том, что Россия явно недооценена с точки зрения ее туристического потенциала, всегда выражает готовность продвигать нашу страну.
***
С некоторых пор в Болливуде наряду с привычными персонажами поселился искусственный интеллект. И сразу взялся за дело: с его помощью был снят сериал по мотивам легендарного индийского эпоса "Махабхарата". Там нет ни единого живого актера, только образы, созданные ИИ. Говорят, что благодаря множеству ляпов сериал сразу стал мемным и подвергся массовым насмешкам. Лиха беда начало?
* Цикл репортажей Владимира Снегирева и Александра Гасюка из Индии - читайте и смотрите здесь