Из Ирана в Астрахань планируют открыть пассажирское судоходство

Астрахань становится ключевым узлом российско-иранского сотрудничества. В условиях глобальной переориентации торговых потоков этот регион, граничащий с Ираном по Каспийскому морю, превращается в стратегически важный транспортно-логистический хаб. Однако стороны сталкиваются с серьезными вызовами: недостаточной портовой инфраструктурой, ограниченным пассажирским судоходством и бюрократическими барьерами в грузоперевозках.
Сухогруз, построенный на астраханских верфях для российско-иранского порта, уже прошел ходовые испытания и в следующем году начнет работать на Каспийском море
Сухогруз, построенный на астраханских верфях для российско-иранского порта, уже прошел ходовые испытания и в следующем году начнет работать на Каспийском море / Южный центр судостроения и судоремонта

Решение этих проблем лежит в активизации международного транспортного коридора "Север - Юг", модернизации портовой инфраструктуры, запуске регулярного пассажирского сообщения. Обе страны готовы преодолевать эти барьеры, видя в Астрахани не просто транзитный пункт, а главные ворота из Европы в Азию, рассказал в интервью "РГ" недавно назначенный на пост генерального консула Ирана в Астрахани Ахмад Хейдариан.

Господин Хейдариан, говорят, первое впечатление самое важное. Что вы можете сказать об Астраханской области? Какие аспекты сотрудничества планируете развивать на новом посту?

Ахмад Хейдариан: Юг России, особенно Астраханская область, имеет особое географическое положение, где проживают очень дружелюбные, гостеприимные и отзывчивые люди. Уверен, регион и дальше будет выступать связующим звеном и посредником во всестороннем сотрудничестве нашей страны с Россией. Развитие и углубление этих отношений, особенно в области торгово-экономического сотрудничества и совместных инвестиций, культуры, а также гуманитарного и туристического обмена являются приоритетными направлениями работы нашего генконсульства.

Если говорить об экономике, мы намерены развивать потенциал обеих сторон по линии фармацевтики и в производстве лекарственных средств, медицинского оборудования, тяжелой и сельскохозяйственной техники. Еще один значимый аспект сотрудничества - привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс, размещение иранских производственных предприятий в астраханском Каспийском кластере, всестороннее расширение портового взаимодействия.

Отдельное, очень важное направление совместной работы - скорейшая активизация международного транспортного коридора "Север - Юг", который проходит через Астраханскую область. Это основа на пути расширения двусторонних отношений с Россией. Сейчас предпринимаются значительные усилия по вводу в эксплуатацию и использованию потенциала этого маршрута.

Как известно, между Ираном и Россией уже более двух лет действует соглашение о безвизовом туристическом обмене. Когда он начнется и есть ли надежда на упрощение логистики на этом направлении?

Ахмад Хейдариан: К счастью, недавно с огромными усилиями наконец-то было налажено авиасообщение между иранским городом Решт и Астраханью. Пока это чартерный рейс, но мы уверены, что развитие маршрута может сыграть беспрецедентную роль в расширении культурных связей и способствовать перемещению бизнесменов и инвесторов двух стран. Уже успешно выполнено несколько авиарейсов, а также предпринимаются попытки получить разрешение на выполнение авиаперелетов на регулярной основе от соответствующих инстанций и Росавиации. В дальнейшем считаем возможным увеличение частоты данного рейса с одного до двух раз в неделю и более.

Также прилагаются усилия к запуску пассажирской судоходной линии между иранскими портами на Каспийском море и Астраханской областью. На сегодня есть весьма обнадеживающие новости о развитии и вводе в эксплуатацию судоходного пассажирского маршрута между двумя странами в Каспийском море.

В целом Иран придает большое значение взаимодействию с Астраханской областью и называет этот регион главными воротами в Российскую Федерацию и другие государства мира. Обе страны обладают колоссальными возможностями в привлечении и обмене туристами. Ирану более чем пять тысяч лет. У нас российских туристов поразит множество древних памятников архитектуры, комфортный климат во все времена года, самобытная местная кухня и пляжный отдых на побережье Каспийского моря, а также побережье Персидского и Оманского заливов.

Не так давно прошла ваша встреча с губернатором Астраханской области Игорем Бабушкиным. Что на ней обсуждалось?

Ахмад Хейдариан: Наши совместные торгово-экономические отношения имеют тенденцию к росту. Сейчас зерно, дерево, изделия из древесины, семена масличных культур, бобовые идут транзитом через порты Астраханской области, а мясо, производимое астраханскими фермерами, отправляется в Иран. В обратном направлении экспортируются сухофрукты, овощи, цемент, нефтехимическая продукция и стройматериалы. Экспортные товары из России и Астрахани отправляются в Иран, а также транзитом в Ирак, Афганистан, Пакистан и страны Персидского залива. Наша совместная работа должна упростить транспортировку, сократить время на обработку грузов, устранить препятствия на пути судовых перевозок.

В Астраханской области работает порт с иранскими инвестициями, получивший неофициальное название Солянка по месту своей дислокации у одноименного села. Планируется ли его дальнейшая модернизация, наращивание флота?

Ахмад Хейдариан: Несомненно, если МТК "Север - Юг" заработает в полную мощь, существующая инфраструктура на Каспийском море не сможет совладать с огромным объемом транзитных перевозок, транспортировкой грузов и товаров с Ближнего Востока, Персидского залива, из Индии, Пакистана, стран Восточной Африки. На этом направлении потребуется развитие портовой, речной и морской инфраструктуры.

Программа развития судоходного флота Ирана находится в процессе реализации. Огромное значение для этого будет иметь оптимизация погрузочно-разгрузочных работ и сокращение времени стоянки судов, в том числе от устья Волги до порта Солянка. Наша страна будет приобретать и строить контейнеровозы и суда типа "ро-ро" (сухогрузы с горизонтальной грузообработкой). Это позволит в несколько раз увеличить грузооборот.

Сотрудничество Ирана с двумя астраханскими ОЭЗ, объединенными в Каспийский кластер, в последние годы растет. Подключатся ли к этому взаимодействию иранские свободные торгово-промышленные зоны?

Ахмад Хейдариан: Иран намерен развивать торгово-партнерские отношения между своими портами Энзели, Амирабад, крупными компаниями с Каспийским кластером. Помимо упрощения транспортных перевозок, необходимо создать площадки для хранения экспортируемой продукции. Речь идет о судах, способных перевозить рефконтейнеры, а также рефрижераторных складах для экспорта иранских фруктов и цитрусовых.

Среди ближайших планов - создание совместного российско-иранского торгового предприятия, сотрудничество с одним из резидентов астраханской портовой особой экономической зоны, занимающимся перевалкой зерна, а также дальнейшее инвестирование в ОЭЗ "Лотос".

Между тем

В Астрахани действует Иранский торговый дом и банковское представительство республики. Работает более 70 предприятий с участием иранского капитала, в том числе один из крупнейших портов (ПАО "Астраханский порт"). Сейчас почти все грузы, следующие через астраханские порты, идут в сторону Ирана. На этом пути в обратном направлении в Россию доставляют товары из Индии и стран Ближнего Востока.