В Уфе поставили музыкальную комедию "Фарман ханым"

На большой сцене Башкирского государственного академического театра драмы им. М. Гафури прошла премьера музыкальной комедии "Бунт невесток" по пьесе "Фарман ханым" узбекского драматурга Саида Ахмада.
Роман Шумнов

Спектакль примечателен уже тем, что в его постановке участвовали представители нескольких стран. Режиссер - лауреат Государственной молодежной премии Кыргызской Республики им. Ч. Айтматова, победитель Международного фестиваля национальных театров "Туганлык-2024" Уланмырза Карыпбаев, хореограф - Алимжан Кайратулы (Алматы, Казахстан), хормейстер Анель Сиргебаева (Астана, Казахстан). Художник-постановщик - заслуженный деятель искусств РБ Альберт Нестеров, композитор - заслуженный деятель искусств РБ Урал Идельбаев. На башкирский язык текст пьесы перевела заслуженный работник культуры РБ Динара Каюмова.

Фото: Роман Шумнов

Для поющих и танцующих артистов Башдрамы музыкальная комедия - привычный жанр, но в этой постановке от них потребовалось нечто большее. Это не просто музыкальная комедия, но буффонада, гротеск, однако при этом постановщикам и актерам удалось балансировать буквально на грани, не давая захватить себя стихии площадного театра. Рисунок каждой роли вылеплен не просто ярко, но гипертрофированно ярко.

Фото: Роман Шумнов

Спектакль погружает в яркий мир узбекской культуры с ее узнаваемыми реалиями - женскими платьями из хан-атласа, халатами, узорчатыми тюбетейками, кувшинами и пиалами, чаем с лепешками, песнями, танцами.

Сюжет комедии бесхитростен: в одном огромном доме живет семья почти в 60 человек. Верховодит здесь Фарман ханым (узбекский аналог Кабанихи из "Грозы" Островского) - вдова, у которой семь сыновей и семь невесток. До появления седьмой все шло как по маслу. Фарман ханым (Гузяль Маликова/Римма Кагарманова) контролировала каждый шаг домочадцев, не давая им ничего делать по своему усмотрению, забирала зарплату, выдавая из семейного бюджета столько, сколько считала нужным. От нее ничего нельзя было утаить. Ей беспрекословно подчинялись сыновья, невестки и даже Курица с Петухом (эти персонажи действуют на сцене наравне с людьми). Но с появлением седьмой невестки Нигоры (Сабина Киреева/Айым Сулейманова) ситуация изменилась. Почувствовав на себе деспотичность свекрови, она устроила бунт, к которому присоединился весь дом.

Фото: Роман Шумнов

Но тут оказалось, что за суровой маской деспота скрывался страх остаться одной в большом доме. Однако эта проблема решилась легко: для Фарман ханым нашли пару - такого же одинокого старика - башмачника Баки (Артур Кунакбаев/Алмаз Амиров). И наконец каждая семья получила возможность зажить своей жизнью, распоряжаться своими доходами, отдыхать где хочется и покупать что нужно. К тому же за годы совместной жизни Фарман ханым из зарплат своих домочадцев скопила столько денег, что их хватило на отдельные квартиры для всех семи семей.

Фото: Роман Шумнов

При всем многоголосье и бесконечной смене сцен с множеством участников спектакль не вызывает ощущения перегруженности. В этот веселый, несколько хаотичный мир публика погружается с удовольствием, предвкушая счастливую развязку и сочувствуя всем персонажам. Они настолько узнаваемы, что ни грим, ни одежда, ни песни на узбекском языке не вводят в заблуждение. Такие или схожие ситуации, такие или похожие мужчины и женщины есть и рядом с нами. И мужья-подкаблучники, и невестки-подлизы, и терпеливые до поры до времени тихони, и бунтарки.

Как отметил режиссер Уланмырза Карыпбаев, жизнь полна проблем, но надо находить время и место для веселья и смеха. "Бунт невесток" - как раз такой повод.

Фото: Роман Шумнов