Общество "Знание" учит бороться с кибербуллингом

На площадке ДК в Лаишево (Татарстан) для участников форума "Родители за безопасность" прошло просветительское мероприятие Российского общества "Знание". Оно объединило более 350 родителей школьников и педагогов.

Лектором выступил основатель и гендиректор Center-Game Олег Панин. Он рассказал о важных вопросах кибербезопасности и кибербуллинга, привел статистические данные. По его словам, 63 процента россиян сталкивались с травлей в интернете, каждый пятый школьник подвергался буллингу, а 96 процентов подростков - цифровым угрозам.

Спикер подробно разобрал само понятие кибербуллинга, определив его как систематические умышленные действия, направленные на унижение человека в интернете. Его ключевые отличия от "ссоры в сети" - анонимность агрессора, круглосуточность травли, невозможность от нее скрыться, масштабируемость и постоянство. А его основные формы - троллинг, оскорбления, угрозы, клевета, слухи, вымогательство, публикация компромата, аутинг, то есть раскрытие личной информации, изоляция и кэтфишинг - онлайн-мошенничество, при котором человек создает фальшивый профиль в интернете, используя чужие фото и информацию.

Особое внимание Олег Панин уделил психологическим последствиям для жертв: невидимые раны проявляются в виде депрессии, тревожности, низкой самооценки и суицидальных мыслей. К физическим проблемам он отнес головные боли, нарушение сна и изменение аппетита, а к социальным и академическим - изоляцию, отказ ходить в школу и падение успеваемости. "Распознать жертву травли можно по поведенческим, техническим, физиологическим и академическим признакам. Наличие трех и более признаков, таких как замкнутость, удаление аккаунтов в соцсетях, нарушение сна и падение оценок, является серьезным поводом для разговора с ребенком. Важно выявлять признаки агрессора - цифровое, социальное и эмоциональное поведение, которое может свидетельствовать, что ребенок сам является буллером", - отметил спикер.

Он привел данные исследований, согласно которым 31 процент подростков находят разговоры с искусственным интеллектом столь же удовлетворительными, как и общение с реальными друзьями, а 33 процента обращаются к ИИ для обсуждения серьезных вопросов. 62 процента российских школьников используют нейросети, в основном для помощи в учебе.

Олег Панин пояснил разницу между алгоритмическими чат-ботами, ИИ-ассистентами, ИИ-агентами и автономными системами.

Говоря о кибербезопасности, лектор отметил основные риски для молодежи: фишинг, мошенничество, социальную инженерию, утечку данных и вредоносный контент. Олег Панин подчеркнул, что лишь 36 процентов молодых людей используют антивирусные средства и только 58 процентов применяют двухфакторную аутентификацию.

Для противодействия угрозам стоит использовать модель трех уровней защиты. Первый - это саморегулирование и цифровая гигиена. Второй - техническая защита, включающая родительский контроль и антивирусное ПО. Третий - госрегулирование. "Золотое правило": в интернете следует вести себя как в реальности, не писать того, что не скажешь в лицо.

Отдельно собравшиеся в лектории обсудили роль ИИ в информационной безопасности, практическими инструментами которой являются: почтовые фильтры, системы мониторинга сетевой активности, менеджеры паролей с ИИ-подсказками, антивирусные решения и образовательные симуляторы для отработки навыков распознавания фишинга.

"Впервые в прошлом столетии скорость технологических и социальных изменений стала меньше цикла смены поколений. Родители не успевают быть главными источниками "технической мудрости", и часть доверия перетекает к технологиям и ИИ. Задача семьи - сохранить ядро доверия и этики, дополнив его современными знаниями, - подчеркнул Олег Панин. - Интернет - это часть жизни наших детей. Мы не можем это изменить. Но мы можем научить их быть безопасными, добрыми и ответственными в этом пространстве. Начните уже сегодня".