Фестиваль "Болдинская осень" прошел в Нижнем Новгороде

Старейший в нашей стране форум оперного и балетного искусства - XXXIХ Всероссийский Пушкинский фестиваль "Болдинская осень". Нижегородский театр неразрывно связан с великим поэтом: он носит и каждый год вспоминает фестивалем те три творческих плодотворных месяца, что в 1830 году Александр Сергеевич провел в имении Большое Болдино Нижегородской губернии. У фестиваля славная история. Первая "Болдинская осень" состоялась в 1986 году, а с 1988-го "пушкинское театральное собрание" стало ежегодным.
"Борис Годунов" присутствует в афише фестиваля уже более 30 лет. И все равно в зале аншлаг.
"Борис Годунов" присутствует в афише фестиваля уже более 30 лет. И все равно в зале аншлаг. / Анастасия Пономарева /Предоставлено Нижегородским театром

Ныне афиша фестиваля оказалась относительно лаконичной, но разнообразной. По традиции основу программы составляют спектакли на пушкинские сюжеты, что представлены в репертуаре театра. Первыми в этом ряду стали "Золотой петушок" - опера Римского-Корсакова в режиссуре Ангелины Никоновой, а также "Евгений Онегин" (постановка Сергея Новикова) и спектакль, присутствующий в афише уже более 30 лет, - "Борис Годунов" Мусоргского. Странным образом имеющиеся у театра и опера Чайковского "Пиковая дама", и "Пиковая дама. Балет" на музыку Юрия Красавина на этот раз остались за бортом фестиваля. Быть может, для того, чтобы избежать "тайной недоброжелательности", олицетворением которой эта мистическая дама считается.

В этом году "Болдинскую осень" также вписали в программу празднования 90-летнего юбилея театра и включили в фестиваль три концертных вечера в современном "Пакгаузе", что воплощает сегодняшний день театра со взглядом в будущее. И тут пушкинские сюжеты очутились в многоликом контексте творений иных авторов.

Один из самых неожиданных союзов - "Русские сказки и аргентинские легенды". Концерт под таким названием посвятили жанру, который входит в жизнь каждого человека в самом раннем возрасте, - сказкам. "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма", - писал Пушкин под впечатлением от рассказов своей няни Арины Родионовны. Сотни лет сказки безграничным богатством волшебных образов вдохновляют художников, музыкантов, поэтов на создание шедевров. Концерт прошел с участием главного дирижера симфонического оркестра Буэнос-Айреса Карлоса Давида Хаймеса, были исполнены сочинения русских композиторов Василия Калинникова, Анатолия Лядова, Николая Римского-Корсакова, Александра Даргомыжского, а также знаменитых аргентинцев: Альберто Хинастеры и Астора Пьяццоллы.

В концерте "Шварц. Шнитке. Пушкин в кино", как и следует из названия, прозвучала музыка Исаака Шварца и Альфреда Шнитке из кинофильмов, снятых по произведениям великого русского поэта. Совершенно не похожие между собой по стилю и композиторскому почерку, они смогли создали саундтреки, конгениально попадающие в пушкинские образы: "Станционный смотритель", "Как царь Петр арапа женил", "Маленькие трагедии".

В концерте "Пушкинская симфония" были представлены опусы ХХ столетия. Оркестр под управлением дирижера Федора Леднева выбрал несколько партитур. Это прежде всего "Египетские ночи" - незавершенная пушкинская повесть, ставшая знаменитым спектаклем Александра Таирова на подмостках московского Камерного театра в 1934 году, музыку к которому написал Сергей Прокофьев. А также "Пушкинская симфония" в трех частях и двадцати двух стихотворениях Бориса Тищенко, что родилась из музыки к кинофильму 1967 года "Гибель Пушкина"…

Кодой фестиваля, конечно же, стал эпический "Борис Годунов" в знаменитых исторических рисованных декорациях Федора Федоровского. Обещали показать оперу Мусоргского в оригинальной первой авторской редакции. Но не удержались и вставили пару сцен и более поздних версий партитуры, дабы для царя Бориса она стала более бенефисной. Согласно музыковедческим изысканиям, существует 14 вариантов этой оперы. Событием это исполнение сделали три обстоятельства. Первое: за дирижерский пульт оркестра встал Дмитрий Синьковский, чье исполнение неожиданно обнаружило в музыке зашифрованные интонации русского барокко. Второе: роль русского самодержца исполнил специально приглашенный именитый бас Алексей Тихомиров, подаривший царю Борису харизму, стать и красивый голос. И третье: на финальных поклонах на сцену вышел режиссер-постановщик спектакля Отар Дадишкилиани, которому сегодня 102 года. А впереди юбилейная, сороковая "Болдинская осень"…