Запрет на работу мигрантов в различных отраслях продлят на 2026 год

Свыше тридцати субъектов РФ установили запрет на труд мигрантов в различных отраслях. Среди них Иркутская область, где иностранцам не разрешают работать в 16 сферах экономики. Губернатор региона Игорь Кобзев подписал приказ, продлевающий ограничения на 2026 год.
Цены на такси после введения запрета на работу мигрантов выросли, а качество услуг не изменилось.
Цены на такси после введения запрета на работу мигрантов выросли, а качество услуг не изменилось. / Святослав Акимов

Среди "запрещенки" вновь оказались общественный транспорт и такси. В прошлом году исключить их из списка предлагал иркутский бизнес-омбудсмен Андрей Лабыгин после консультаций с представителями Торгово-промышленной палаты, Союза промышленников и предпринимателей. Но предложение отклонили. По официальной версии, "видимого ухудшения в этой сфере не произошло". По факту жители отмечают, что в местных службах такси заказать машину теперь невозможно, приходится пользоваться агрегаторами. Да и цена выросла.

- Я езжу одним и тем же маршрутом, от дома до Областной больницы. Год назад поездка стоила 350 рублей, сейчас - 600, - рассказала "РГ" иркутянка Алевтина Чибисова. Качество услуг, по словам собеседницы, почти не изменилось. - Единственный положительный момент - хорошие, новые машины. А вот водителями, похоже, по-прежнему работают мигранты. Не умеют пользоваться сервисом, не понимают, что им пишут клиенты в комментариях. Недавно заказала машину, специально выставила флажок, где я, но водитель приехал не туда. И, когда позвонила ему, принялся оскорблять. При этом с карты списались деньги и за поездку, и за ожидание. Проблему помог решить только звонок в клиентскую службу.

Запрет распространяется не на всех иностранцев, поэтому не стоит удивляться, если за рулем такси видите мигранта

Продлить на 2026 год запрет на работу мигрантов в сферах ЖКХ и транспорта решено и в Хабаровском крае. Как отмечает начальник отдела трудовой миграции комитета по труду и занятости населения правительства региона Надежда Слюсарева, эту меру в 2025 году ввели, чтобы обеспечить приоритетное трудоустройство российских граждан и для повышения качества и безопасности услуг. Посчитали, что нельзя доверять жизни людей плохо подготовленным водителям.

- Допускать к работе в такси целесообразно только тех, кто получил российские права, сдал экзамен, имеет опыт вождения в России и по российским правилам, не имеет за собой штрафов и ДТП, - объясняет Надежда Слюсарева.

Запрет не касается тех, кто имеет разрешение на временное проживание, вид на жительство либо приехал из визовых стран и оформил разрешение на работу. Не относится он и к прибывшим из государств - участников ЕЭС, стран, с которыми заключены международные соглашения (Казахстан, Киргизия, Армения и Беларусь). Поэтому не стоит удивляться, если за рулем такси видите иностранца.

Отрицательного влияния на экономику уход иностранцев из запретных для них сфер не оказал. Они перешли в те отрасли, где был дефицит рабочих рук - строительство и торговлю.

В Санкт-Петербурге мигрантам тоже запретили водить такси. Ограничения начали действовать в июле. А в конце ноября вступило в силу постановление губернатора города, ограничивающее работу иностранцев и в доставке. Как следствие, прогнозируют повышение цен на услуги и увеличение времени выполнения заказов.

Президент Ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России МАКС Александр Митюков рассказал "РГ", что по экспертным оценкам организации, в Петербурге трудятся порядка 60 тысяч курьеров. И из них 20 процентов составляли как раз мигранты с патентами. Чтобы не создавать резкий дефицит доставщиков, компаниям дали трехмесячный период адаптации для пересмотра кадровой политики.

Но говорить о том, что сервисы закрыли свои потребности в курьерах, пока не приходится. "Мы ожидаем, что кратно растущий спрос на доставку и снижение количества курьеров негативно повлияют на доступность услуги доставки продуктов и товаров для жителей города: ее стоимость может вырасти, а время выполнения заказов - увеличиться", - отметили в пресс-службе одного из сервисов доставки.

Пока компании справляются с дефицитом, реализуя локальный найм. Принимают на работу студентов, пенсионеров, временных работников, а также используют кадровые агентства и субподрядчиков. В одном из районов Петербурга доставлять заказы начали роботы. Но эксперты считают, что они не смогут в полной мере стать заменой человеку.

- В краткой перспективе и при разбросанных адресах живые курьеры будут выгоднее. Они гибче, дешевле по первоначальным инвестициям, лучше справляются со сложным городским рельефом, человеческим взаимодействием и нестандартными заказами, - уверена доцент кафедры управления персоналом Государственного университета управления Екатерина Каштанова.