
Выражаясь официально, в России усиливается защита должников от неправомерных действий коллекторов. Теперь граждане могут напрямую подавать жалобы в Федеральную службу судебных приставов через портал "Госуслуги", если коллектор нарушает ограничения по телефонным звонкам.
Важно, что для проверки новых жалоб приставы получили более широкие полномочия. Служба теперь может направлять запросы кредиторам и операторам связи с требованием предоставить информацию о долгах, способах взаимодействия и фактах звонков. А ответ на запрос теперь надо дать в течение пяти рабочих дней.
Заработавший закон важен потому, что сегодня абсолютное большинство граждан, с которыми общаются коллекторы, не в состоянии ответить на вопрос: сколько раз в день и когда им могут звонить с напоминанием о долге. Этим и пользуются сборщики долгов.
Напомним, что работа коллекторов регулируется Законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности...". Этот закон устанавливает четкие рамки взаимодействия коллекторов с должниками, их знакомыми и родными, которые там названы "третьими лицами".
Важно знать, что для переговоров с родственниками должников коллекторскому агентству необходимо получить на это согласие и от должника и от этих родных или поручителей на звонки.
Да и сам должник должен знать, что по закону звонки непосредственно тому, на кого оформлен долг, регулируются очень строго. Так, позвонить должнику коллекторы имеют право в рабочие дни строго с 8.00 до 22.00 по местному времени должника. А в выходные и праздничные дни - с 9.00 до 20.00. Опять же - по местному времени. В другое время звонить запрещено. Жестко ограничено и количество звонков и должникам, и "третьим лицам" в совокупности - не больше одного раза в день, не больше двух раз в неделю и не больше восьми раз в месяц.
Более того, это лимиты на все способы связи при взыскании задолженности - на звонки, СМС, сообщения в мессенджерах и электронную почту.
Родственники должников в большинстве своем даже не подозревают, что коллекторы имеют право звонить близким должника или третьим лицам только для того, чтобы уточнить адрес, телефон или место работы должника. А вот обсуждать детали долга - сумму, причину неплатежа с ними запрещено.
Любое нарушение закона по возврату долга коллекторами является основанием для жалобы. И здесь главное - фиксация нарушений. Это и запись телефонных разговоров, и требование представиться. А если коллектор не понял, то после предупреждения такая запись считается законным доказательством нарушения.