К 2030 году на Севморпути будет 11 новых атомных ледоколов

Численность атомных ледоколов, обслуживающих трассы Севморпути, предполагается довести к 2030 году до одиннадцати, сообщил вице-премьер Виталий Савельев.

Сегодня группировка атомных гигантов насчитывает восемь судов.
Сегодня группировка атомных гигантов насчитывает восемь судов. / Лев Федосеев / ТАСС

Сегодня группировка атомных гигантов насчитывает восемь судов. В их число входят и четыре атомохода проекта "четыре двойки ноль". Это головное судно "Арктика" и три серийных ледокола - "Сибирь", "Урал" и "Якутия".

Как сообщили в "Атомфлоте", 21 октября 2025 года исполнилось пять лет со дня поднятия флага России на "Арктике". По данным предприятия, с момента ввода в эксплуатацию ледоколом "Арктика" пройдено больше 126 тысяч морских миль во льдах, обеспечена проводка 677 судов.

На подходе пятый атомоход - "Чукотка", готовность которого достигла уже 70 процентов. По информации на конец октября, судно уже готовилось к швартовным испытаниям. Сдать его планируется в декабре 2026 года. Продолжается строительство ледокола "Ленинград", который уже перешел через рубеж 20-процентной готовности, его сдача намечена на декабрь 2028 года.

А 18 ноября был заложен шестой ледокол проекта 22220 - "Сталинград". В торжественной церемонии принял участие президент России Владимир Путин, который подчеркнул, что Россия является единственным в мире государством, способным строить такие суда.

Выступая на церемонии закладки "Сталинграда", генеральный директор ОСК Андрей Пучков подчеркнул, что российские корабелы сумели добиться значительного роста производительности труда. Благодаря внедрению современных методов, а также оптимизации производственной системы сроки создания ледоколов проекта 22220 удалось сократить с семи лет до пяти.

Новые ледоколы значительно совершеннее, чем их предшественники проектов 10580 типа "Таймыр" и 10521, к которому относятся "50 лет Победы" и "Ямал". Прежде всего это касается ледопроходимости - при скорости два узла арктические атомоходы способны идти сквозь льды толщиной до 2,9 метра.

Такой мощью они обязаны современным двухреакторным атомным установкам "Ритм-200", передающим на валы мощность в 60 мегаватт. Двухосадочная конструкция корпуса ледоколов с регулируемой глубиной погружения позволяет использовать их как в арктических водах, так и в устьях рек, впадающих в Северный Ледовитый океан.

Кроме того, увеличенные габариты ледоколов проекта 22220 позволяют формировать во льдах канал шириной до 36 метров - такая ширина необходима для проводки судов большого водоизмещения. А эта перспектива вполне реальна. Напомним, что в прошлом году из Санкт-Петербурга в китайский порт Циндао по Северному морскому пути впервые в истории был проведен контейнеровоз Flying Fish, относящийся к классу PANAMAX и имеющий корпус длиной 294 метра и шириной более 32 метров.

- Это даже не дом, это самодостаточный город в миниатюре. Даже отходы утилизируются здесь без выброса в морскую среду, - поделился с журналистами капитан "Якутии" Дмитрий Никитин в апреле 2025 года перед тем, как вывести ледокол в первый рабочий рейс.

- Трудно ли работать на ледоколе? Вся работа на Северном морском пути тяжелая и ответственная, - добавил вахтенный помощник капитана Сергей Тараненко. - Например, выводим газовозы из порта Сабетта по морскому каналу во льдах. Они идут за нами в караване, и самое главное здесь - держать безопасную дистанцию. Иногда попадается такой лед, что приходится работать набегами - двигаться вперед и назад, и здесь очень важна безопасная дистанция, чтобы не повредить судно, идущее сзади.

Современный ледокольный флот позволит России увеличить поставки грузов из Арктики в страны Юго-Восточной Азии и Китай. Северному морскому пути отводится роль ключевого участка Трансарктического транспортного коридора (ТТК), соединяющего Санкт-Петербург и Владивосток через Мурманск, служащий портом приписки атомных ледоколов. ТТК призван соединить мировые промышленные, сельскохозяйственные, энергетические центры и потребительские рынки более коротким, безопасным и экономически выгодным маршрутом. Дальнейшее развитие ледокольного флота позволит делать цену доставки грузов по самой северной транспортной артерии страны все более конкурентоспособной и востребованной на рынке.

Безусловно, ледоколы нужны не только для обеспечения международных транзитных перевозок. Без них немыслимо освоение сухопутной Арктики, поддержание жизнедеятельности отдаленных городов и поселков в высоких широтах, поскольку быстро доставлять туда основной объем необходимых грузов можно только морем. Из 1,8 тысячи населенных пунктов северного завоза две трети не имеют связи с сухопутной транспортной сетью, для них ритмичная работа Севморпути с его ледоколами - вопрос жизни и смерти.

Российская газета - Спецвыпуск: Наука и технологии №272(9811)
Поделиться
На ледовых трассах АрктикиКапитан Александр Баринов: Ледокольщикам из Кольского залива "ходить налево" не суждено
03.12.2025
Всякий международный проект, а тем более стройка, начинаются с договоренностей, положенных на бумагу.
Узбекистан станет первой страной в мире с уникальной интегрированной АЭС
01.12.2025
Момент начала изыскательских работ на территории, которая выбрана для сооружения первой атомной электростанции в Казахстане.
В Казахстане первую строящуюся АЭС при участии "Росатома" назвали "Балхаш"
01.12.2025