
Если максимально упростить суть реформы, то она сводится к отказу от двухступенчатой (Болонской) системы высшего образования с делением на четырехлетний бакалавриат и двухлетнюю магистратуру. Создавалась она изначально по западному образцу и явно себя не оправдала. Причем больше всего вопросов возникало у работодателей. Многие компании так и не смогли понять, кем является условный бакалавр и какие профессиональные обязанности он может выполнять, а на что может претендовать магистр. Четыре года, проведенные в вузе, некоторые воспринимали как неполное высшее, из-за чего могли возникнуть трудности при трудоустройстве.
"На западе эта система работает, потому что там есть четкое квалификационное деление. Например, юрист-бакалавр никогда не сможет представлять ваши интересы в суде - этим направлением могут заниматься исключительно магистры. И когда человек выбирает для себя образовательную ступень, он четко представляет, чем хочет заниматься. В России такого разделения не существует, и Болонская система, пришедшая на смену знакомого и понятного всем специалитета, оказалась непонятной. На мой взгляд, ее реформирование было лишь вопросом времени", - рассказала в беседе с корреспондентом "РГ" кандидат педагогических наук Наталья Трифонова.
Впрочем, новая система тоже не собирается полностью возвращаться к пятилетнему специалитету. Срок обучения для каждой специальности будет варьироваться в зависимости от требуемого уровня профессиональной подготовки. Проект Минобрнауки России предусматривает два уровня "вышки": базовое и специализированное. В последнее войдут магистратура (от одного года до трех лет), ординатура для медиков и ассистентура для представителей творческих специальностей. Аспирантура, в свою очередь, теперь будет считаться уровнем профессионального образования.
Авторы инициативы отмечают, что это нужно, в первую очередь, для усиления практической подготовки будущих специалистов. Член Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Ольга Пилипенко отметила, что полностью возвращаться к советской системе не планируют: из нее возьмут все самое лучшее, но при этом предоставят студентам возможность углубленного изучения будущей профессии.
"Мы не можем увеличивать сроки для всех специальностей, поскольку это может вылиться в новые проблемы на рынке труда. Более длительное обучение необходимо там, где требуется серьезная практическая подготовка", - подчеркнула депутат.
Уже известно, что по шестилетним программам планируют готовить студентов по отдельным инженерным и архитектурным специальностям. Увеличенный срок обучения также получит сфера ИТ. В то же время врачи продолжат учиться пять лет (без учета ординатуры), а для сферы туризма и индустрии гостеприимства сроки обучения вовсе сократили до четырех лет.
К новой образовательной инициативе работодатели отнеслись нейтрально. По словам представителей бизнеса, все решит не срок, а уровень профессиональной подготовки конкретного специалиста.
"Сегодня определяющим фактором является не период обучения, а набор компетенций, которым обладают вчерашние студенты. Если благодаря новой системе вузы смогут вложить в их головы необходимый, пусть даже минимальный, набор практических навыков, это уже заметно облегчит жизнь многим организациям. Особенно актуально это для сферы информационных технологий, где молодым сотрудникам часто приходится догонять коллег и переучиваться, например, в корпоративных университетах. Мы нередко наблюдали ситуацию, когда программист-самоучка быстрее справлялся с задачами, чем выпускник вуза. Это ни в коем случае не умаляет значимость высшего образования. Скорее, речь идет о необходимости пересмотра самих образовательных программ, многие из которых в нашей сфере банально устарели", - поделилась мнением руководитель отдела разработки мобильных приложений компании из Петербурга Елена Чумакова.
С ней согласен вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Олег Чернов. По его словам, бизнес-сообщество региона неоднократно заявляло о том, что учебные программы многих вузов банально не успевают за изменениями современного рынка, и дело здесь вовсе не в сроках обучения.
"Вузы, безусловно, дают важные академические знания студентам, однако вопрос их трансформации в практические навыки пока остается открытым. Преподавателям часто тоже не хватает этого опыта, что не позволяет им дать необходимую базу будущим специалистам. К сожалению, пока на региональном уровне недостаточно развито так называемое инвестирование в долгосрочное развитие персонала", - заключил эксперт.
Таким образом, новая система высшего образования однозначно поможет решить проблему дефицита высококвалифицированных кадров. Однако ее эффективность напрямую зависит от взаимодействия с бизнес-сообществом и актуальности программ обучения.
