Вдвое быстрее, чем через южные маршруты: Северный морской путь станет ключевым участком Трансарктического транспортного коридора. Сколько грузов будет перевозиться?
На Северном морском пути осенью был поставлен рекорд прохождения маршрута: контейнеровоз с грузом в 25 тысяч тонн вышел из порта КНР 23 сентября, в акватории СМП оказался 1 октября, а уже 13 октября встал под выгрузку в британском Феликстоу.

"Таким образом, весь путь следования через российскую Арктику занял 20 дней, что практически вдвое меньше, чем при использовании традиционных южных маршрутов", - прокомментировали этот факт в "Росатоме".
По мнению главы Госкорпорации по атомной энергии Алексея Лихачева, при оптимальном стечении обстоятельств можно преодолеть этот путь и за 14-15 дней.
Северный морской путь будет ключевым участком Трансарктического транспортного коридора (ТТК) - линии от Санкт-Петербурга через Мурманск и Архангельск до Владивостока. Как подчеркнул помощник президента России и председатель Морской коллегии Николай Патрушев, ТТК станет основой для экономического роста и обеспечения национальной безопасности в арктической зоне России. Если в 2024-м объем грузопотока по Северному морскому пути составил 37,9 миллиона тонн, то благодаря развитию коридора к 2030-му по морям российской Арктики будет перевозиться до 109 миллионов тонн грузов в год.

- Трансарктический транспортный коридор - новое, недавно родившееся понятие, но он уже приобретает значимость, - уверен начальник управления президента Российской Федерации по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков. - ТТК - связующее звено и основной актив Арктики, который нам необходимо развивать и в первую очередь капитализировать. На мой взгляд, самое главное - комплексный подход к развитию транспортного коридора.
В рамках Х Восточного экономического форума президент Владимир Путин дал поручение правительству страны совместно с Госкорпорацией "Росатом" разработать и утвердить финансово-экономическую и организационную модель формирования Трансарктического транспортного коридора как целостного пространственного логистического проекта, ориентированного на устойчивое развитие всей страны. ТТК призван объединить все виды транспорта, чтобы связать Северный морской путь с внутренними регионами и Дальним Востоком, обеспечить устойчивый грузопоток, увеличить экономическую отдачу и укрепить национальную безопасность страны.
В этой связи значительно возрастает роль российских морских портов, мощность которых в границах СМП по итогам 2024 года увеличилась до 48 миллионов тонн, что на 7 миллионов выше показателя 2023-го.

"Сегодня особое внимание уделяется созданию арктических глубоководных терминалов по современным стандартам, - отметила замминистра - начальник управления реализации арктических проектов министерства экономического развития и промышленности Архангельской области Виктория Пестова. - А наш флагманский проект по строительству глубоководного района морского порта Архангельск - это не только логистический узел, но и катализатор для комплексного развития всего региона. Он интегрирует нашу область в новые глобальные цепочки и делает СМП реальной альтернативой традиционным маршрутам мировой торговли".
Помимо объекта в Архангельске разворачивается строительство круглогодичного глубоководного порта у села Найба, в Республике Саха (Якутия).
"Развитие глубоководных портов в Арктике - это не просто инвестиции в инфраструктуру, это вклад в будущее России, укрепление ее позиций на мировой арене. Реализация инфраструктурных проектов в этом направлении требует привлечения стратегических инвесторов и реализации современных технологических решений", - подчеркнула представитель Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) Диана Мигрин.
Еще один важный объект - логистический комплекс в бухте Провидения в Чукотском автономном округе. Его задача - перевалка грузов с судов арктического класса на обычные контейнеровозы для снижения стоимости перевозок по СМП. Соглашение о строительстве комплекса с общим объемом инвестиций 5 миллиардов рублей подписали китайская компания NewNew Shipping Line и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики.
По мнению специалистов, на первом месте среди составляющих комплексного плана формирования Трансарктического транспортного коридора должен быть проект по созданию комфортных условий жизни для людей, работающих в АЗРФ. В числе обязательных элементов комплексного проекта ТТК - формирование транспортной инфраструктуры в широком смысле (а не только портовой и судоходной), учет необходимых преференций, льгот и возможностей для реализации как приоритетных национальных, так и инвестиционных проектов, а также экологическая составляющая, нацеленная на сохранение уникальной природы арктической зоны, которая влияет на климат планеты в целом. Кроме того, требуется предусмотреть разделы, касающиеся развития судостроения, строительства арктического, дноуглубительного и ледокольного флота, без этого невозможно будет круглогодичное использование Трансарктического транспортного коридора.

По мнению спецпредставителя Госкорпорации "Росатом" по вопросам развития Арктики Владимира Панова, формирование ТТК, развитие СМП и самой Арктики не может строиться на амбициях какой-либо страны.
"Эти амбиции, - отметил он, - могут находиться только в строчке расходов министерства обороны соответствующего государства. Развитие Арктики и транспортного коридора может идти только на основе экономики и имеет четыре составляющих. Это добычные проекты, которые на сегодняшний день становятся все более эффективными и заметными. Энергетика, потому что без доступной энергетики в Арктике обеспечить реализацию добычных проектов просто невозможно. Логистика: СМП и Трансарктический транспортный коридор развиваются эффективно и безопасно, грузопоток по Северному морскому пути за 10 лет вырос в 10 раз. Международное сотрудничество, с которым неразрывно связано развитие Арктики и ТТК".
В прошлом году были созданы и сформированы два новых межправительственных формата по развитию сотрудничества на Северном морском пути - с Китаем и Индией.
"Мы в течение нескольких лет ведем работу по СМП, разрабатываем новые технологии, особенно для прохождения судов по этому маршруту при низких температурах. Мы должны изучать опыт российских коллег, чтобы адаптировать китайские технологии к местным условиям, к ледокольной технике и обеспечивать соответствующие перевозки. Это, наверное, является ключевой задачей для того, чтобы успешно и устойчиво работать на Северном морском пути, - сказала председатель компании NewNew Shipping Line Фан Юсинь. - Кроме того, мы постоянно готовимся к расширению международных связей с партнерами в области судостроения. За три последних года мы значительно продвинулись в налаживании технологических процессов. Сотрудничество, если говорим о Китае и России, - это совместный капитал, поэтому мы хотим, чтобы это взаимодействие было действительно взаимовыгодным".


