Подростков, совершивших тяжкие преступления, предложили признавать полностью дееспособными. Что это значит на практике

Предложение об агрессивных подростках появилось после избиения пенсионера
Большой резонанс вызвало предложение председателя комиссии Общественной палаты России касательно подростков, которые регулярно совершают серьезные преступления.

С предложением ввести так называемую "принудительную эмансипацию" для агрессивных подростков выступил председатель комиссии ОП по демографии Сергей Рыбальченко.

Если выразиться проще, Рыбальченко предложил таких молодых людей признавать полностью дееспособными по аналогии со взрослыми, чтобы они отвечали по всей силе Уголовного кодекса за свои действия.

Такое предложение было высказано после ЧП в Ульяновской области. Там двое 16-летних избили пожилого человека и сняли на мобильный телефон свои "подвиги". Этим деткам дали лишь условный срок. А более жесткое наказание им по закону не положено.

Дело в том, что у таких подростков надо спрашивать, хотят ли они проверку на дееспособность. Совершившие такое же преступление взрослые эту процедуру не проходят. И если подросток не согласен на психиатрическую экспертизу, то серьезное наказание ему не положено.

По мнению Рыбальченко, повторные злодеяния агрессивных подростков должны наказываться суровее, а для этого необходимо пересмотреть сам механизм принудительного признания дееспособности. И это распространит на молодых людей все обязательства, которые есть у взрослых.

Напомним, что в статье 20 Уголовного кодекса РФ сказано, с какого возраста в России наступает уголовная ответственность. Эта статья действовала и в советские времена. В законах других стран действуют аналогичные статьи, хотя там возраст уголовной ответственности может незначительно меняться в сторону уменьшения.

В 20-й статье УК сказано, что уголовной ответственности подлежит гражданин, достигший ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. А те подростки, кто достиг лишь 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за более тяжкие преступления.

Их будут судить за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах.

А недавно к этим уголовным статьям добавили новые:

  • террористический акт;
  • содействие террористической деятельности;
  • прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности;
  • организацию террористического сообщества и участие в нем;
  • организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации;
  • несообщение о преступлении;
  • захват заложника;
  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
  • участие в незаконном вооруженном формировании;
  • угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава;
  • участие в массовых беспорядках;
  • хулиганство при отягчающих обстоятельствах;
  • вандализм;
  • незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств;
  • незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств;
  • хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
  • хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;
  • приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения;
  • посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля;
  • диверсию;
  • содействие диверсионной деятельности;
  • прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности;
  • организацию диверсионного сообщества и участие в нем;
  • нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой;
  • акт международного терроризма.

Но в этой же статье закона есть и исключение. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного первой или второй частями 20-й статьи УК, но из-за отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения преступления не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или бездействия либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

История вопроса

Малолетних преступников судили во все времена

Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, человек может стать субъектом преступления с 16 лет, а в случае совершения более тяжких преступлений - с 14. Всегда ли это было так?

Историки говорят, что впервые нормы о возрасте уголовной ответственности и наказаниях для несовершеннолетних появились в российском законодательстве во второй половине XVII столетия. А самые ранние памятники отечественного права - от "Русской Правды" князя Ярослава Мудрого до Соборного уложения царя Алексея Михайловича - на тему наказания подростков ничего не говорят. Одни историки утверждают, что это произошло из-за слабости государственного порядка того времени. Другие с этим не согласны.

Впервые возраст ответственности за преступления назван в законодательных документах 1669 года - "...аще седьми лет отрок или бесный убьет кого, неповинен есть смерти".

В римском праве малолетние обозначались термином infantes ("бессловесные"). К этой категории были отнесены дети, которые не в состоянии произносить торжественные юридические формулы. Позже infantes стали характеризовать детей, не достигших 7 лет. Они считались полностью недееспособными, то есть не могли приобретать или обязываться и не отвечали за противоправные поступки.

Историки права утверждают, что малолетних на Руси начали освобождать от смертной казни еще в раннефеодальную эпоху. По Уставу Ярослава Мудрого о земских делах (XI в.), недостижение виновным 12 лет не позволяло выносить ему смертный приговор . В XIV-XVI веках при совершении особо тяжкого преступления отроком в возрасте от 7 до 12 лет смертная казнь заменялась более мягким наказанием.

Первое общее и подробное законоположение об ответственности малолетних было в указе Сената от 23 августа 1742 года. Поводом послужило дело об убийстве 14-летней крестьянкой Прасковьей Федоровой двух маленьких девочек. Фабула этого дела описана в сенатском указе. Федорова пошла в лес за березовым соком, взяв с собой топор. Компанию ей составили две крестьянские девочки двух и шести лет. В лесу девочки схватили нарубленные Прасковьей ветви вербы и не хотели ей возвращать, передавая друг другу. Это озорство закончилось трагедией.

Федорова погналась за одной девочкой и ударила ее обухом топора в спину, а когда та упала, перерубила ей шею топором. Вторая девочка заплакала и побежала домой, выкрикивая, что расскажет все маме. Федорова догнала ее и "не с умыслу" убила ударом топора. Дома она все рассказала матери, которая спрятала трупы в лесу и велела дочери молчать. Но трагедия стала известна, и на допросе и очной ставке с матерью Прасковья созналась в двойном убийстве.

В действовавшем в ту пору законодательстве не было указания, с какого возраста надо наказывать. И тогда следователи обратились к Указу Петра I от 17 апреля 1722 года. В нем говорилось, что если дело окажется "темно" или "такое дело, что на оное ясного решения не положено", то "таких дел не вершить", а обращаться в Сенат, который и выносит окончательное решение.

Получив от следователей необходимые документы, Сенат 23 августа 1742 года издал указ. Сенаторы "согласно" объявили, что малолетними надо считать лиц обоего пола моложе 17 лет. Если таковые повинны в совершении тяжких деяний, за которые законом предусмотрены пытки, наказание кнутом и смертная казнь, то от перечисленных мер они освобождались и подлежали другим, менее суровым санкциям.

За святотатство, "смертное убивство" и "пожоги" малолетним полагались битье плетьми в публичном месте, заковывание в "ножные железа" и ссылка в дальние монастыри на 15 лет. Сосланные в монастырь обязывались ежедневно посещать все церковные службы, постоянно каяться и молить у Бога прощения за свой тяжкий грех. По окончании 15-летней ссылки осужденные подлежали возвращению на прежнее место жительства, чтобы жить там "вечно".

Малолетние, виновные в неоднократных разбоях, кражах "и других подобных винах" (караемых смертной казнью), наказывались в публичном месте батогами или плетьми ("смотря по летам") и ссылались на работы в отдаленные монастыри на 7 лет. За преступления, по которым законом предписывались пытка и кнут, но без смертной казни, лица, не достигшие 17 лет, подвергались публичной порке батогами или плетьми без ссылки в монастырь.

Два года спустя Сенат совместно с Синодом внес в этот указ коррективы. Сенат и Синод совместно решили, что малолетними надо считать детей обоего пола от рождения до 12 лет. Тем самым положение несовершеннолетних в уголовном процессе резко ухудшалось: их разрешалось пытать, бить кнутом и казнить смертью начиная с 13-летнего возраста.

Если несовершеннолетние были виновны в тяжких преступлениях - убийстве, изнасиловании, фальшивомонетничестве, поджоге - то телесные наказания могли сопровождаться ссылкой в Сибирь. За наиболее тяжкие преступления - кражу из церкви или поджог с особо опасными последствиями, когда сгорела вся деревня, - допускалось битье батогами.