В музее "АТОМ" на ВДНХ можно будет послушать музыку композиторов XX и XXI веков
Мысль о том, что у музея "АТОМ" должен появиться свой музыкальный фестиваль, родилась у Елены Мироненко в момент прихода на пост гендиректора в 2024 году.

Свои музыкальные программы есть у Третьяковки, у ГМИИ имени Пушкина - а где же научно-технические музеи? И почему бы "АТОМу" не стать первопроходцем, не соединить науку и музыку?
В качестве художественного руководителя нового фестиваля пригласили Алексея Трифонова, 49-летнего худрука Нижегородского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина, за три года сделавшего из малозаметной оперы примечательное культурное явление.
Алексей предложил концепцию фестиваля: в 20-летних периодах XX и XXI веков показать, как развивалась наука и как на это реагировали композиторы тех эпох. Отвечать за научную программу фестиваля, который назвали "Резонанс", взялся научный куратор "АТОМа", доктор физико-математических наук Алексей Семихатов.
Двадцать минут научно-популярного обозрения, остальное музыка - так решено было организовать фестивальные вечера. В последний день сентября и в день премьеры "Резонанса" доктор Семихатов назвал свое научное вступление так: "Предчувствие и порог новой эры. Картина мира. 1900-1919 годы". А на второй аккорд фестиваля, 20 ноября, пришла очередь Капицы, Шрёдингера и квантовой механики. А также Николая Рославца, Пауля Хиндемита, Курта Вайля и Эрвина Шульгофа.
Авангард в музыке - это не то, что непонятно, но то, что неожиданно. Струнный квартет творческого объединения "Притяжение" - молодые скрипачи, альтист, виолончелист - играет пьесу малоизвестного русского композитора 20-х годов Николая Рославца. Музыка непривычная, резкая, мелодию сразу не "поймаешь", кажется, что все играют вразнобой, но потом все-таки улавливаешь гармонии. Выход музыкантов предварил рассказ о Рославце, соратнике футуристов. Мы видим на заднике его портрет - внимательный взгляд, острая бородка...

А какая реакция в зале на такую музыку?
- Если мне что-то сегодня будет непонятно - расценю это как недостаточность своего музыкального опыта, - признается Егор, инженер сотовой связи. Он старается не пропускать важные мероприятия "АТОМа". - Попытаюсь проникнуться после мероприятия, дома послушаю эту музыку более детально...
Тем временем организаторы продолжали просвещать публику. Где еще можно было бы, например, узнать, что чешский композитор и пианист Эрвин Шульгоф, убежденный социалист, в 1932 году положил на музыку "Коммунистический манифест" Маркса и Энгельса? Квартет "Притяжение" сыграл нам его цикл "Пять пьес".
Зонги Курта Вайля исполняют не только в России, но и в мире крайне редко (исключая "Мэгги-Нож", хит Армстронга). А худрук фестиваля и Нижегородского театра оперы и балета Алексей Трифонов привез из Нижнего в Москву петь Вайля своих прим. Прекрасно исполняющих и классику, и музыку XX века. Мария Калинина покорила зал сильным, звонким сопрано, а Валерия Горбунова не только спела, но и сыграла роль взбалмошной капризной барышни.
Фестиваль "Резонанс" продолжится дальнейшими научными расследованиями и музыкой Лучано Берио, Мечислава Вайнберга, Джона Кейджа, Луиджи Даллапикколы, Владимира Мартынова и других авторов XX и XXI веков. Не знаете их? Узнаете: следующие лекции и концерты в музее "АТОМ" - 13 декабря, 13 февраля, 12 марта и 16 апреля.
Алексей Трифонов, художественный руководитель фестиваля "Резонанс":
- Многие замечательные ученые любили классическую музыку, а некоторые и сами ее исполняли. Но некоторые из них, совершая прорывные открытия в фундаментальных науках, считали, что музыка закончилась если не после Баха, то уж после Брамса с Чайковским точно. А были ученые, открытые к Кейджу, Лигети, Уствольской. И мы, с одной стороны, хотели бы показать, что музыка XX века в ее разнообразии совсем не страшная, а напротив, очень интересная и может открывать самые разные пути ее восприятия. А с другой стороны, мы показываем, чем эта музыка могла заинтересовать выдающихся современных ученых. Физиков и математиков.


