Евгений Капьев: Рассказы на премии "История Будущего" могут стать романами

Оглядываясь по сторонам, мы то и дело ловим себя на мысли: да вот же оно, будущее! Только почему оно не такое светлое, как грезили Артур Кларк и братья Стругацкие? Почему невиданные технологические прорывы не решают вопиющие социальные проблемы? А наоборот, порой порождают новые?

Нынешние лауреаты не прочь заявиться и в 2026-м: премию "История Будущего" пообещали сделать ежегодной.
Нынешние лауреаты не прочь заявиться и в 2026-м: премию "История Будущего" пообещали сделать ежегодной. /Сергей Михеев / РГ

Ответ на этот жгучий вопрос может дать только фантастика. Потому что это не развлечение, а зонд, с помощью которого человечество прощупывает дорогу в будущее.

Осознавая это, Госкорпорация "Росатом" поддержала в 2025 году новую литературную премию в области научной фантастики, получившую название "История Будущего". Прием и предварительный отбор работ размером не больше тридцати книжных страниц шел в течение всего 2025 года, а интерактивный, мультимедийный (и даже отчасти виртуальный) финал прошел в павильоне "АТОМ" в начале ноября.

Значимость и необычность премии подчеркивала фигура ведущего - им стал председатель Научного совета по глобальным экологическим проблемам, академик и вице-президент РАН Степан Калмыков. А директор департамента коммуникаций "Росатома" Андрей Тимонов прямо заявил: "Мы инвестируем в идеи, которые уже завтра могут изменить наш мир". Что же касается самого конкурса - критерием отбора, по словам Тимонова, стало оптимистическое восприятие завтрашнего дня. "Чем мечта отличается от стратегии?" - спросил он. И сам ответил: "Человек, который мечтает, он улыбается".

Председатель жюри премии, писатель, киносценарист, руководитель семинара прозы Литинститута Андрей Геласимов сравнил свои ожидания с тем, что поступило на конкурс: "Мне было интересно, насколько крепки связи современных фантастов со своими предшественниками. Не было темы супероружия. Не было, к моему сожалению, путешествий во времени. Но было очень много про искусственный интеллект. А ведь это наследие Беляева. Голова профессора Доуэля - чем не прообраз отделенного от тела сознания? Но были и неожиданные ходы - например, про мир, из которого изъяты "Ромео и Джульетта". Может ли он быть полноценным? И ответ автора: нет, не может".

Технооптимизм писателя поддержали социологи. Аналитический центр ВЦИОМ, выступивший партнером премии, провел нейросетевой анализ конкурсных работ и создал интегральную картину будущего, творимого современными фантастами. Константин Абрамов, генеральный директор Фонда ВЦИОМ, представил ключевые выводы: "Авторов объединяет поиск гармонии между технологическим прогрессом и человечностью. В центре их внимания - не просто гаджеты и космические корабли, а этические дилеммы, контакт между разумом и чувствами, и, что особенно важно, - вера в то, что наука и технологии должны служить во благо человека".

После общих выводов о глобальных перспективах, насладившись эффектным шоу танцующих роботов (пока что все-таки танцоров в роботических скафандрах), настала пора награждать конкретных победителей. Их выбирали в два этапа. Сначала из более чем 2400 заявок со всего мира команда ридеров выбрала 27 финалистов, а потом уже из них жюри, в которое входили писатели и ученые-популяризаторы, - девять победителей, по трое в каждой из трех категорий. Обладатель первого места получали при этом 1 млн руб., второго - 500 тыс. руб. и третьего - 300 тыс. руб.

В "основных" номинациях призы вручали директор департамента "Планета детства" издательства "АСТ" Сергей Тишков и генеральный директор издательства "Эксмо" Евгений Капьев. По мнению Капьева, "все рассказы финалистов имеют потенциал на романы". Но он же посетовал, что в некоторых из них "не хватало науки", и предложил писателям плотнее работать "в связке" с учеными.

Представляя финалистов международной номинации, гендиректор музея "АТОМ" Елена Мироненко обратила внимание на особую атмосферу их музейного пространства, где пересекаются научные и культурные векторы. А глава департамента коммуникаций "Росатома" Андрей Тимонов сделал заявление, не менее важное для всех нынешних и потенциальных участников конкурса: "Второй международной премии в области научной фантастики быть!".

Помимо основных наград, партнеры премии вручили свои дипломы. В частности, портал "Год Литературы.РФ" отметил рассказ Николая Пронева "Сон в цифровую ночь", в котором цифровые Оберон и Титания встречаются в небесах над вполне реальным пушкинским Михайловским. Формулировка в нашем дипломе - "За буквенный след в цифровой эпохе". "Самое главное - это сохранить то, что мы берем с собой в будущее из прошлого", - сказал, принимая награду, преподаватель Николай Пронев.

Российская газета - Спецвыпуск: Наука и технологии №272(9811)
Поделиться
На ледовых трассах АрктикиКапитан Александр Баринов: Ледокольщикам из Кольского залива "ходить налево" не суждено
03.12.2025
Всякий международный проект, а тем более стройка, начинаются с договоренностей, положенных на бумагу.
Узбекистан станет первой страной в мире с уникальной интегрированной АЭС
01.12.2025
Момент начала изыскательских работ на территории, которая выбрана для сооружения первой атомной электростанции в Казахстане.
В Казахстане первую строящуюся АЭС при участии "Росатома" назвали "Балхаш"
01.12.2025