Пермский театр им. Чайковского поставил "Лебединое озеро" по-новому

У Пермского оперного в этом году двойной юбилей. Основанный и построенный горожанами в 1870 году на частные средства, 7 декабря он отметит 155-летие. А в феврале отпразднует столетие его знаменитая балетная труппа. В преддверии этих событий театр сделал подарок своим зрителям: вернул блеск "Лебединому озеру" - знаковому детищу своего земляка Петра Ильича Чайковского.
Этот балет не сходит с пермской сцены почти век.
Этот балет не сходит с пермской сцены почти век. / Пермский театр им. Чайковского

Этот балет почти не сходил с пермской сцены с тех пор, как впервые появился на ней в 1931 году. Двенадцать постановок отражают все этапы становления труппы - от начального, когда коллектив только начал формироваться и московский балетмейстер Ольга Чаплыгина приспосабливала "Лебединое озеро" к возможностям небольшого коллектива, до 2015 года, когда труппа во всеоружии академического мастерства позволила хореографу Алексею Мирошниченко перепридумать хрестоматийный спектакль, соединив ностальгию по имперскому балетному прошлому с современным осмыслением сюжета.

Такое соединение оказалось созвучно и труппе, стремящейся к гармоничному синтезу академизма с радикальными экспериментами, и местным зрителям, гордящимся генетическим родством Пермского балета с Мариинским театром. Благодаря этому "Лебединое озеро" Мирошниченко за десять лет существования выросло до одного из символов уральского театра. Но спектаклю потребовалась тщательная реставрация - износились декорации, утратили чистоту красок костюмы, сменилось поколение артистов, в союзе с которыми придумывался балет. Поэтому было решено в юбилейный сезон вдохнуть в постановку новую жизнь.

Такое "Лебединое озеро" обречено лидировать в пермском репертуаре, соединяя прошлое и будущее

Мирошниченко не стал менять концепцию своего спектакля, лишь деликатно подчеркнул его основной конфликт. В соответствии с нашими современными представлениями драматизму музыки Чайковского он нашел сценический эквивалент, выведя "Лебединое озеро" из сферы детской сказки в спектакль о борьбе светлого и темного в душе человека.

Его версия пытается соединить сложную структуру академического балета позапрошлого века с драматургическими находками ХХ века, Льва Иванова и Петипа - с Григоровичем и Ноймайером, свиту принца, сопровождающего его на озеро, с черными лебедями свиты Ротбарта. Авангардные для разных эпох идеи Мирошниченко стремится сбалансировать на территории одного спектакля.

Центром постановки становится Принц Зигфрид, его партию хореограф расширяет за счет первой картины первого акта, а также пролога на музыку увертюры (в нем принц просыпается в своей комнате от разбивающегося окна, в котором ему мерещится Ротбарт, злой гений, охотящийся за его душой) и четвертой картины. В нынешней постановке четче и ярче прорисован в танце и образ Ротбарта, то дублирующего движения принца, то противопоставляющего его классически-чистой линеарности угловатую изломанность.

Но в хрестоматийных картинах потеснить Одетту и Одиллию не удается ни одному из мужчин: старые мастера видели центр балета там, где царила балерина. Булган Рэнцэндорж - Одетта-Одиллия премьерного вечера точно уловила стремление постановщика и позволила раскрашивать черно-белый мир Кириллу Макурину (Принц Зигфрид) и Ивану Ткаченко (Ротбарт). На следующий вечер Сергей Угрюмов (Принц Зигфрид) и Радим Шайгарданов (Ротбарт) были, кажется, даже более убедительны.

Но Одетта-Одиллия, за которую они бились, оказалась сердцем спектакля.

Полина Ланцева (Булдакова) танцевала не сюжет, а музыку. В "белой" картине Льва Иванова ее танец, впечатляющий безупречным "бельканто" линий, растекался густой лавой, то сомнамбулически замедляясь, то ускоряясь и набирая экспрессию. В "черном" па-де-де она не металась, как часто бывает, между инфантильностью и демонизмом. Казалось, балерина испытывает не столько принца, сколько саму себя, меняя регистры танца, упиваясь способностью своих мягчайших ног в стремительной гонке фиксировать скульптурные по точности и красоте позы.

Не коварством, а этой торжествующей свободой побеждала она и принца, и зрительный зал. И нет сомнения, что такое "Лебединое озеро" обречено снова и снова лидировать в пермском репертуаре, соединяя прошлое и будущее.

Справка "РГ"

100-летие пермский балет отметит 2 февраля. Как и в 1926 году, будет показан балет "Жизель". Еще один хрестоматийный спектакль, не покидающий репертуар, будет показан в новой версии, над которой сейчас работает худрук труппы Алексей Мирошниченко.