В переводе со скучного: Семь актуальных вопросов научному куратору музея "АТОМ"
С недавних пор у музея "АТОМ" появился научный куратор - доктор физико-математических наук, выпускник МГУ, а ныне заведующий Лабораторией теории фундаментальных взаимодействий в ФИАН Алексей Семихатов. Широкой публике он известен как ведущий и участник популярных научно-просветительских и познавательных программ, в том числе дискуссионных. Он - лауреат Национальной премии "Книга года - 2023" и премии OGANESSON 2025. Специально для этого выпуска мы попросили Алексея Михайловича ответить лаконично на семь актуальных вопросов.

Незадолго до старта "Атомных дискуссий" в музее "АТОМ" вы заявили, что собираетесь в доступной форме "обсуждать передний край науки", где неизбежно будет место "для столкновения гипотез и разных точек зрения". Какие формы подобной работы вам представляются общедоступными и как это определяете?
Алексей Семихатов: Очень просто. Мы приглашаем ученых, которые высказывают свои мнения. Ведь наука - это то, где есть место дискуссиям, где происходит превращение неизвестного в известное. И, конечно, там присутствуют разные точки зрения. Например, следующая "Атомная дискуссия" у нас называется "Кто кого? Квантовый компьютер против суперкомпьютера". Нужны, очевидно, и тот, и другой компьютер, но как они соотносятся по своим возможностям сейчас и что ждать в перспективе? Это как раз пример того, когда наука и технологии предстают в дискуссионном образе.
У вас - программа на ТВ, подкасты, популярность - на уровне эстрадных звезд. Зачем вам еще и музей "АТОМ"? Попробуй, дойди до него от метро ВДНХ, где в двух шагах - Музей космонавтики…
Алексей Семихатов: Да, мы слегка дискриминированы географией. Но есть и преимущество в этой локации. Это такое место, куда приходит много людей. Кто-то из гостей ВДНХ поначалу, возможно, и мимо пройдет, но в "АТОМ" рано или поздно завернет. Да и мне самому здесь интересно. Это - в первую очередь.

Чем, на ваш взгляд, музей "АТОМ" выделяется в ряду других просветительских, в том числе музейных площадок?
Алексей Семихатов: Прежде всего тем, что это музей новый - два года всего. Тем, что он современный. Тем, что не останавливается на достигнутом, а двигается вперед. И вот что еще: в отличие, скажем, от музея африканских масок, тут нет таких "африканских масок"; вместо этого здесь рассказываются истории. Конечно, и об атомной промышленности, ее передовых технологиях, но и гораздо шире - о науке, об устройстве мира. И это, поверьте, очень содержательное занятие - рассказать такие истории музейными средствами.
Мне особенно интересны "Атомные дискуссии", уже упомянутые. Вместе с Еленой Николаевной Мироненко я работаю там ведущим. Выбирая темы, мы стараемся определить, что может быть интересно публике, которая к нам приходит. В таких встречах и создается "интерфейс" между наукой и обществом. Это непростое, но важное дело, потому что без взаимопонимания, без правильного позиционирования в обществе трудно представить себе развитие науки.
Что предусматривает роль-должность научного куратора музея "АТОМ"?
Алексей Семихатов: Самая простая моя роль - что-то вроде дополнительной страховки на те случаи, когда требуется сложные в научном смысле темы донести до широкой публики. Чтобы это было корректно, без вульгарных упрощений. Я не льщу себе тем, что в состоянии решить все такие проблемы, но я стараюсь. А проблема эта сама по себе объективна, потому что каждый раз, когда вы рассказываете что-то на непрофессиональном языке, вы поневоле упрощаете. И тут очень важно, чтобы неизбежные упрощения не привели к неверному прочтению. Не породили у людей ошибочные представления, а тем более - ложный взгляд на науку и ложные надежды: вот, мол, ученые обещали - и где все это?
Автор известной в прошлом ТВ-программы "Очевидное - невероятное" профессор Сергей Капица не любил слов "популяризация" и "популяризатор" применительно к его работе. А вы что об этом думаете? То, чем вы занимаетесь, это популяризаторство или просвещение?
Алексей Семихатов: Для кого как. На мой взгляд, слово "просвещение" - хорошее. Но и для слова "популяризация" я не вижу проблем с употреблением.
Ваш баттл с писателем Сергеем Лукьяненко, который разошелся по соцсетям, это просто ток-шоу или популяризация научных знаний?
Алексей Семихатов: А разве шоу не может популяризировать науку? Конечно, это шоу, которое привлекает внимание к знанию. Совсем недавно на площадке музея "АТОМ" прошел фестиваль фантастики. А до этого здесь же подводили итоги и награждали лауреатов международного литературного конкурса "История будущего". И литературная премия, и фестиваль, и сама фантастика нужны, как мне кажется, не для того, чтобы в прямом смысле "предсказывать будущее", а чтобы побуждать людей думать, мечтать, видеть для себя интерес в погружении в содержательные проблемы - будь это устройство мира, Вселенной или внутренний мир самого человека.
Какую аудиторию вы тем самым стремитесь привлечь к музею "АТОМ"? Те, кто связан с атомной отраслью, их семьи - понятно. А кого помимо них?
Алексей Семихатов: Да всех, кто хочет понимать, как устроен мир. Или - откуда берется энергия - в наших домах, автомобилях, самолетах, в космических полетах. А это могут быть и совсем далекие от атомных тем литературные, театральные, музыкальные круги. Добро пожаловать, в том числе "богеме" или "светской тусовке". Мы разговариваем в "АТОМе" перед началом фестиваля музыки и науки "Резонанс". Мы рады, что на площадку музея "АТОМ" стали чаще заходить известные люди и целые коллективы из сферы культуры. А у них - свои кумиры и поклонники. Через искусство к науке, через науку к искусству - это ли не здорово?


