Свердловский театр показал мировую премьеру мюзикла по повести Куприна "Олеся"

Новый мюзикл "Колдунья" сочинен специально для Свердловской музкомедии. Удивительно, но эта повесть, превратившая начинающего литератора в известного писателя и названная кем-то из маститых критиков "лесной симфонией", до сих пор на сцене именно музыкального театра представлена не была, несмотря на всемирную славу, более тридцати киноверсий (включая культовый фильм "Колдунья" с Мариной Влади в главной роли) и десятки драматических спектаклей в самых известных театрах.

Режиссер-постановщик Нина Чусова и автор пьесы Алина Байбанова рассказали всем знакомую историю любви барина Ивана Тимофеевича, ненадолго командированного из столицы в глушь, и "хорошенькой полесской ведьмочки" Олеси с редким по нынешним временам почтением к литературной основе, одновременно позволив себе собственный взгляд на вещи, добавив новых героев и неожиданные коллизии. Поэтому первое достоинство новой постановки в том, что в ней ничто не вызывает чувства протеста у принципиальных почитателей классики, но при этом ее неотрывно интересно смотреть и слушать: действие пульсирует, непрерывно переключая внимание зрителя и играя его эмоциями, как героини на сцене играют расписными платками.

Спектакль построен на контрастах - иногда нарочитых, иногда удивительно органично сосуществующих. Лаконичные декорации (художник-постановщик Анастасия Глебова) при помощи видеоряда мгновенно переносят зрителя из избы в храм, с деревенской улицы на болото посреди леса, из свирепой метели в летний зной. И сделано это так, что не возникает, как теперь часто бывает, досады - пришел в театр, а тебе все время кино на экране показывают. И дальше только успевай следить, как на сцене сменяют друг друга городские черти и лесные духи, бойкие деревенские бабы и колоритные мужики, разудалая цыганская пляска и нежная колыбельная, теснота избы и простор леса, свобода и зависимость, наивность и подлый расчет, религия и язычество, любовь и ненависть, добро и зло… чтобы только на финальных аплодисментах спохватиться - как, два с половиной часа прошло?!

В новой "Колдунье" много неожиданного. Например, новый персонаж, появление которого и сам Куприн, кажется, одобрил бы - неотразимая разбитная красавица Любка (Валентина Воронина). Она берет на себя всю эротическую, земную составляющую собирательного женского образа, позволяя Олесе (Екатерина Мощенко) с чистой совестью звенеть абсолютно чистым хрустальным ручейком. По замыслу авторов, именно Любка становится воплощением зла и настоящей ведьмой, которая в припадке ревности провоцирует односельчан на страшные поступки, тогда как обвиняемые всеми в колдовстве Олеся и ее бабка Мануйлиха зло в душу и в мир не пускают.

Придуманная же авторами история старой знахарки и ворожеи Мануйлихи не только хорошо легла в логику повествования, но и подарила двум актрисам, Марии Виненковой и Татьяне Мокроусовой, возможность сыграть роли такой сложности и драматизма, какие нечасто выпадают в актерской карьере. Неожиданный ход Нины Чусовой позволяет Мануйлихе прожить на сцене две жизни, превращаясь из гротескной старухи в молодую женщину, потерявшую единственную дочь и все же отказавшуюся от мести.

И отдельное спасибо авторам спектакля (кстати, это женщины в абсолютном большинстве) за нетрагический и вполне себе психотерапевтический конец: да, зло побеждает, "невозможная" любовь слишком разных людей стала жертвой неизбежной разлуки, которую устраивает мудрая Мануйлиха - но она спасает жизнь внучки, для которой пережитое чувство останется светлым воспоминанием.

- Мы хотели рассказать о том, что внутри каждого есть свое "колдовское озеро", что-то неизведанное, природное, волшебное - та часть, которую мы для себя еще не открыли, мы ее боимся. Задача современного человека - впустить в свою жизнь интуицию, найти в себе человека природного, - говорит режиссер Нина Чусова. - И еще - об ответственности, которую несет человек, которому дана большая сила. Человек, обладающий каким-то даром, талантом, должен выбрать для себя, куда ему использовать эту силу - перейти на темную сторону или светлую. Наша героиня выбирает светлую сторону, нам очень важно, чтобы этот посыл дошел до зрителя.